В Узбекистане могут появиться современные технологии управления дорогами, которые предложила Южная Корея. Речь идет о строительстве платной автомагистрали Ташкент-Андижан, а также внедрении умных систем для регулирования дорожного движения. Об этом сообщили в Министерстве транспорта Узбекистана после недавних переговоров с представителями Южной Кореи.
6 июня 2025 года состоялась встреча замминистра транспорта Узбекистана Илхомжона Абдугафарова с министром земельных ресурсов, инфраструктуры и транспорта Южной Кореи Пак Сангву и главой Korea Expressway Corporation Хам Джингю. На повестке дня стояли вопросы укрепления сотрудничества в транспортной сфере и развитии дорожной инфраструктуры. Стороны уделили особое внимание возможностям применения корейских технологий в Узбекистане. Среди них - системы управления автомагистралями, интеллектуальные светофоры и технологии контроля движения, основанные на искусственном интеллекте. Также обсуждалась техническая помощь со стороны Кореи и обучение специалистов из Узбекистана.
Южная Корея выразила готовность участвовать в проекте платной дороги Ташкент-Андижан через государственно-частное партнерство. Korea Expressway Corporation предложила внедрить свои разработки, такие как системы интеллектуального сбора платы за проезд, сенсоры для мониторинга трафика и другие цифровые решения для управления дорожной инфраструктурой. Эти технологии, по словам корейской стороны, помогут сделать движение более безопасным и эффективным.
Проект строительства скоростной магистрали Ташкент-Андижан разрабатывался при поддержке Всемирного банка. Его протяженность составит 314 километров. Ожидается, что новая дорога сократит время в пути между городами с пяти часов до трех. Кроме того, по расчетам экспертов, запуск трассы увеличит ВВП Узбекистана на 2,6% и снизит количество аварий на дорогах на 40%. Международный тендер на строительство был объявлен в январе 2025 года, и к проекту уже проявили интерес более 30 крупных компаний из разных стран. Срок подачи заявок на участие в тендере недавно продлили до 21 июня, а до 6 июня компании могут запросить разъяснения по условиям.
Помимо строительства самой дороги, в рамках проекта планируется внедрить современные системы управления. Например, интеллектуальные светофоры будут регулировать движение в зависимости от трафика, а системы мониторинга помогут в реальном времени отслеживать состояние дорог. Это должно повысить безопасность и удобство для водителей. Южная Корея также предложила свои программы подготовки специалистов, чтобы местные кадры могли эффективно работать с новыми технологиями.
В Южной Корее система интеллектуального толлинга (сбора платы за проезд) позволяет водителям оплачивать проезд без остановки на пунктах, используя датчики и камеры, которые автоматически считывают данные с автомобилей. Это сокращает пробки и экономит время.