Согласно последнему отчету Национального комитета по статистике, опубликованному во вторник, за первые пять месяцев 2025 года автомобильная промышленность Узбекистана продемонстрировала уверенный рост. Совокупный объем выпуска легковых автомобилей с января по май достиг отметки в 153,8 тысячи единиц, что представляет собой увеличение почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Ключевым драйвером рынка остается Chevrolet Cobalt. На долю этой модели пришелся каждый третий произведенный в стране автомобиль, что в абсолютных цифрах составляет 58,9 тысячи машин. Рост производства данной модели, хоть и умеренный, составил 2,4%. Значительную динамику показал другой ветеран местного рынка - Damas, выпуск которого увеличился на 24,1%, достигнув 38,7 тысячи единиц, что позволило ему занять вторую строчку в рейтинге производства.
В то же время наблюдается перераспределение производственных мощностей и потребительского спроса. Продолжается тенденция к снижению выпуска по двум другим популярным моделям. Производство кроссовера Tracker сократилось на 6,2%, составив 18,07 тысячи автомобилей. Более существенное падение зафиксировано у бренда Chery, объемы которого уменьшились на 15,9% до 3362 единиц. Однако выпуск седана Onix, напротив, вырос на 8,8%, достигнув 16,25 тысячи машин.
Особое внимание привлекают результаты заводов, не входящих в традиционный пул UzAuto Motors. Производство автомобилей Kia показало впечатляющий рост на 35,6%, превысив 10 тысяч единиц. Рекордсменом по темпам роста стал бренд Haval, нарастивший выпуск в 12,7 раза - до 2930 легковых автомобилей. Новый игрок на рынке, завод BYD в Джизакской области, уверенно заявил о себе, произведя 5495 электромобилей за отчетный период.
Анализ данных о продажах, предоставленный компанией «Узавтосаноат», подтверждает производственные тенденции. За пять месяцев было реализовано более 135,9 тысячи автомобилей. Рыночная доля UzAuto Motors укрепилась, достигнув 55,9%. За ним следуют Khorezm Auto с долей в 26,3% и ADM Jizzakh с 11,4%. Показательно, что на долю нового завода BYD Uzbekistan Factory уже приходится 5,8% рынка.
В рейтинге брендов абсолютное лидерство сохраняет Chevrolet с результатом более 111,8 тысячи проданных автомобилей, причем примерно половина этого объема обеспечена моделью Cobalt. Продажи Kia достигли 9224 единиц, а BYD реализовал 7859 электрокаров, что свидетельствует о высоком спросе на продукцию джизакского завода. В пятерку самых продаваемых брендов также вошли Chery и Haval с результатами 3474 и 2822 автомобиля соответственно.
Структура продаж по моделям демонстрирует высокую концентрацию спроса. Первые пять позиций - Chevrolet Cobalt, Damas, Tracker, Labo и Onix - в совокупности занимают более 81,5% всего рынка. В первую десятку также смогли пробиться Kia Sonet, сразу три модели от BYD и кроссовер Haval M6, что говорит о диверсификации предпочтений покупателей.
Автомобильная промышленность Узбекистана является старейшей и крупнейшей в Центральной Азии. Первый автомобиль сошел с конвейера завода в городе Асака в 1996 году, и на протяжении многих лет страна оставалась единственным производителем легковых автомобилей в регионе.