Государственная компания «Узбекнефтегаз» подтвердила свои планы по окончательному прекращению производства низкооктанового бензина марки АИ-80, ключевая фаза которого намечена на сентябрь текущего, 2025 года. Этот стратегический шаг является частью более широкой программы по модернизации топливной отрасли страны и переходу на экологически чистые стандарты. Согласно информации, предоставленной пресс-службой компании в ответ на запрос СМИ, уже с 2026 года внутренний рынок будет полностью обеспечиваться высокооктановым топливом марок АИ-92 и АИ-95.
Данные изменения в производственном цикле-это кульминация целого ряда международных соглашений и директив, принятых на высшем уровне. В соответствии с производственным планом на 2025 год, Бухарский нефтеперерабатывающий завод (БНПЗ), являющийся ключевым активом компании, должен выпустить около 1,03 миллиона тонн автомобильного топлива. Из этого объема, производство 487 тысяч тонн бензина АИ-80 будет осуществляться только до сентября. Начиная с осени, производственные линии завода будут полностью переориентированы на выпуск бензина АИ-92+ с плановым ежемесячным объемом около 90 тысяч тонн.
Уже к концу этого года ожидается, что складские запасы бензина АИ-80 будут полностью исчерпаны, что откроет путь для перехода с начала 2026 года к реализации исключительно высокооктановых марок топлива. Этот переход был инициирован поручением президента, озвученным в феврале прошлого года, о необходимости «мобилизовать все силы и средства» для обеспечения населения качественным и доступным топливом, ограничив использование АИ-80 к концу 2025 года.
Процесс модернизации Бухарского НПЗ, который должен занять более двух лет, активно поддерживается международными партнерами. В феврале 2024 года было заключено соглашение с China National Petroleum Corporation (CNPC) о финансировании проектных работ за счет китайских инвестиций. Вслед за этим, в апреле, «Узбекнефтегаз» достиг договоренности с французской компанией Axens, которая выступает лицензиантом передовых технологий. Проект с Axens, реализуемый в ускоренном режиме Fast-Track, предполагает параллельное проектирование и строительство, что позволит к 2025 году наладить выпуск бензина АИ-92 и АИ-95 в пропорции 60% и 40% соответственно. Общий годовой объем производства в 1 миллион тонн будет соответствовать экологическому стандарту Евро-5.
Одил Темиров, ранее занимавший пост заместителя главы «Узбекнефтегаза», в своих комментариях для прессы отмечал, что работа по отказу от АИ-80 ведется отдельно от глобальной модернизации завода. «Базовый проект они (Axens) должны завершить к сентябрю. Параллельно мы работаем с подразделением китайской CNPC, ведутся подготовительные работы… Полный отказ от АИ-80 начнется с начала 2025 года», - пояснял он. Темиров также уточнял, что если ранее до 85% продукции БНПЗ приходилось на АИ-80, то с ноября 2024 года эта пропорция начала активно смещаться в пользу высокооктанового топлива.
В рамках подготовки рынка к новым реалиям, «Узбекнефтегаз» еще в октябре прошлого года начал выставлять бензин АИ-92 на торги товарно-сырьевой биржи, заявив о стратегии постепенного снижения цен на данный вид топлива для обеспечения его доступности.
Маркировка бензина (например, АИ-80 или АИ-92) указывает на его октановое число, определяющее детонационную стойкость топлива, то есть его способность противостоять самовоспламенению при сжатии в цилиндрах двигателя. Чем выше октановое число, тем большее сжатие может выдержать топливо, что позволяет использовать его в более мощных и эффективных двигателях.