Российский концерн «АвтоВАЗ» форсирует свою экспансию в Центральной Азии, анонсировав совместно с местным партнером, инвестфондом Central Asia Capital, создание первого в Кыргызстане национального автозавода под брендом «Muras». Этот амбициозный проект с инвестиционным портфелем в 30 миллионов долларов резко контрастирует с неопределенной ситуацией вокруг возобновления производственной деятельности российского автогиганта в Узбекистане.
Новое предприятие в соседней республике, согласно заявлению пресс-службы Central Asia Capital, является стратегической инициативой фонда, в которой «АвтоВАЗ» принимает участие в качестве технологического партнера. Финансирование проекта, как уточнили «Ведомостям» представители инвестора, будет осуществляться из собственных активов фонда и за счет средств, привлеченных от выпуска облигаций.
Дорожная карта проекта охватывает десятилетний период и структурирована по трем ключевым фазам. На первом этапе, с 2026 по 2030 год, будет запущена крупноузловая сборка, с производственной мощностью до 1500 автомобилей ежегодно. Второй этап, запланированный на 2031-2035 годы, предполагает переход к среднеузловой сборке, что позволит не только расширить ассортимент выпускаемых моделей, но и увеличить объемы до 5000 единиц в год. После 2035 года планируется переход на полный производственный цикл с ежегодным выпуском более 7000 автомобилей.
Ассортимент завода «Muras» будет включать в себя хорошо известные на рынке модели, такие как Granta, Vesta, Largus, Niva, а также новую Iskra. Помимо этого, предусмотрен выпуск коммерческого транспорта и специализированных автомобилей для социальных и медицинских нужд. Стартовая стоимость базовой комплектации автомобиля установлена на отметке в 10 400 долларов. При этом существует вероятность ее снижения на 15% в течение первых трех лет, что станет возможным благодаря российской поддержке через налоговые преференции, выделение земельных участков и запуск лизинговых программ.
Экономический эффект для Кыргызстана прогнозируется значительным. Ожидается, что к 2035 году проект обеспечит до 1% прироста ВВП страны, приведет к созданию около 12 000 рабочих мест и будет приносить в бюджет до 500 миллионов сомов ($5,72 млн) налоговых отчислений ежегодно. Важной целью является также снижение зависимости от импорта автомобилей. Более того, уже к 2031 году завод намерен выйти на экспортные рынки, поставляя до 3000 автомобилей в год в страны Центральной Азии и на Балканы.
На фоне конкретных договоренностей в Кыргызстане, планы «АвтоВАЗа» в отношении Узбекистана остаются в стадии проработки. Еще в апреле этого года глава российского автопроизводителя Максим Соколов заявлял о готовности наладить сборку автомобилей в республике, возможно, даже под локальным узбекским брендом. В качестве стартовой модели для этого проекта рассматривается Lada Largus.
Следует напомнить, что опыт сотрудничества уже имеется. Крупноузловая сборка автомобилей Lada была запущена на джизакском заводе ADM Jizzakh в октябре 2021 года, где для внутреннего рынка производились модели Vesta, Largus и XRay. Однако в сентябре 2023 года Министерство финансов США внесло «АвтоВАЗ» в санкционный список, что осложнило дальнейшую работу.
Несмотря на это, попытки возобновить деятельность предпринимались. Директор по экспорту «АвтоВАЗа» Илья Савинов весной прошлого года сообщал о переговорах с местными партнерами и планах по локализации. В июле 2024 года, по данным Агентства статистики, производство было ненадолго возобновлено, и с конвейера сошло шесть автомобилей, однако уже с августа выпуск снова прекратился.
В сентябре прошлого года Максим Соколов подтвердил, что проекты в Узбекистане «буксуют», несмотря на направленные предложения и обсуждение вопросов на высшем политическом уровне. Таким образом, пока соседняя республика готовится к запуску нового национального автобренда в партнерстве с «АвтоВАЗом», перспективы возвращения полноценного производства Lada в Узбекистан остаются неопределенными.
Название Lada, которое изначально использовалось только для экспортных версий автомобилей «Жигули», было выбрано из-за благозвучности для иностранных покупателей. Оно ассоциировалось со славянским женским именем и словом «лад», означающим гармонию и порядок. Внутри СССР эти же автомобили продолжали продаваться под маркой «Жигули» до начала 1990-х годов.