«АвтоВАЗ»: новый завод в Кыргызстане, старые проблемы в Узбекистане

«АвтоВАЗ»: новый завод в Кыргызстане, старые проблемы в Узбекистане
Российский концерн «АвтоВАЗ» форсирует свою экспансию в Центральной Азии, анонсировав совместно с местным партнером, инвестфондом Central Asia Capital, создание первого в Кыргызстане национального автозавода под брендом «Muras». Этот амбициозный проект с инвестиционным портфелем в 30 миллионов долларов резко контрастирует с неопределенной ситуацией вокруг возобновления производственной деятельности российского автогиганта в Узбекистане.

Новое предприятие в соседней республике, согласно заявлению пресс-службы Central Asia Capital, является стратегической инициативой фонда, в которой «АвтоВАЗ» принимает участие в качестве технологического партнера. Финансирование проекта, как уточнили «Ведомостям» представители инвестора, будет осуществляться из собственных активов фонда и за счет средств, привлеченных от выпуска облигаций.

Дорожная карта проекта охватывает десятилетний период и структурирована по трем ключевым фазам. На первом этапе, с 2026 по 2030 год, будет запущена крупноузловая сборка, с производственной мощностью до 1500 автомобилей ежегодно. Второй этап, запланированный на 2031-2035 годы, предполагает переход к среднеузловой сборке, что позволит не только расширить ассортимент выпускаемых моделей, но и увеличить объемы до 5000 единиц в год. После 2035 года планируется переход на полный производственный цикл с ежегодным выпуском более 7000 автомобилей.

Ассортимент завода «Muras» будет включать в себя хорошо известные на рынке модели, такие как Granta, Vesta, Largus, Niva, а также новую Iskra. Помимо этого, предусмотрен выпуск коммерческого транспорта и специализированных автомобилей для социальных и медицинских нужд. Стартовая стоимость базовой комплектации автомобиля установлена на отметке в 10 400 долларов. При этом существует вероятность ее снижения на 15% в течение первых трех лет, что станет возможным благодаря российской поддержке через налоговые преференции, выделение земельных участков и запуск лизинговых программ.

Экономический эффект для Кыргызстана прогнозируется значительным. Ожидается, что к 2035 году проект обеспечит до 1% прироста ВВП страны, приведет к созданию около 12 000 рабочих мест и будет приносить в бюджет до 500 миллионов сомов ($5,72 млн) налоговых отчислений ежегодно. Важной целью является также снижение зависимости от импорта автомобилей. Более того, уже к 2031 году завод намерен выйти на экспортные рынки, поставляя до 3000 автомобилей в год в страны Центральной Азии и на Балканы.

На фоне конкретных договоренностей в Кыргызстане, планы «АвтоВАЗа» в отношении Узбекистана остаются в стадии проработки. Еще в апреле этого года глава российского автопроизводителя Максим Соколов заявлял о готовности наладить сборку автомобилей в республике, возможно, даже под локальным узбекским брендом. В качестве стартовой модели для этого проекта рассматривается Lada Largus.

Следует напомнить, что опыт сотрудничества уже имеется. Крупноузловая сборка автомобилей Lada была запущена на джизакском заводе ADM Jizzakh в октябре 2021 года, где для внутреннего рынка производились модели Vesta, Largus и XRay. Однако в сентябре 2023 года Министерство финансов США внесло «АвтоВАЗ» в санкционный список, что осложнило дальнейшую работу.

Несмотря на это, попытки возобновить деятельность предпринимались. Директор по экспорту «АвтоВАЗа» Илья Савинов весной прошлого года сообщал о переговорах с местными партнерами и планах по локализации. В июле 2024 года, по данным Агентства статистики, производство было ненадолго возобновлено, и с конвейера сошло шесть автомобилей, однако уже с августа выпуск снова прекратился.

В сентябре прошлого года Максим Соколов подтвердил, что проекты в Узбекистане «буксуют», несмотря на направленные предложения и обсуждение вопросов на высшем политическом уровне. Таким образом, пока соседняя республика готовится к запуску нового национального автобренда в партнерстве с «АвтоВАЗом», перспективы возвращения полноценного производства Lada в Узбекистан остаются неопределенными.

Название Lada, которое изначально использовалось только для экспортных версий автомобилей «Жигули», было выбрано из-за благозвучности для иностранных покупателей. Оно ассоциировалось со славянским женским именем и словом «лад», означающим гармонию и порядок. Внутри СССР эти же автомобили продолжали продаваться под маркой «Жигули» до начала 1990-х годов.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Амирхан
    2 сентября 2025 09:47
    Теперь в Кыргызстан не пустят иномарок на продажу, начинается монополизация
  2. Азазель
    31 августа 2025 02:04
    Ваз,в Узбекистане свои корыта под названием Джм ,поэтому узбеки не будут делиться своими шевролетами хоть они они из прошлого века ,у каждой страны свое болото ))

    столько здесь водителей АвтоВАЗа собралось прям все про него все знают ,а может даже до сих пор и ездят на нем ))
  3. Генка
    30 августа 2025 10:03
    Ведропром добрался и до Киргизии, нахрен не нужные корыта для всего мира, когда уже наконец ваз сгинет как и волга!!!!!
  4. Гость
    30 августа 2025 05:29
    Ну не продается она, весь мир знает качество этих ТАЗиков.
  5. Редкий Гость
    30 августа 2025 00:22
    В том заводе ADM Jizzakh сейчас собирают KIA !!!
  6. ARA
    29 августа 2025 21:11
    Продавая и выпуская "корыта" в Кыргызстане,хочет "вставить палки в колеса" Уз Авто?
    1. Гость
      30 августа 2025 05:26
      ARA, братья кыргызы ездят на хороших машинах из нормальных стран, а ВАЗовские корыта отсталой рашки это прошлый век, не будут покупать.
  7. Гость
    29 августа 2025 17:47
    Кыргызы не смогли увернуться.Замучаются теперь пыль глотать.
  8. Фабрикант
    29 августа 2025 10:38
    Ну очень ненадёжные машины, я еле избавился от Ларгуса. Вначале всё было хорошо, но после 60 тысяч пробега она начала ломаться, до 90 тысяч 1 капиталка мотора и 1 ресонт коробки. Просто жесть, никаких нормальных мастеров нет
  9. общество
    29 августа 2025 10:06
    ВАЗ ! пойми ! тут другие правила ! это Узбекистан
    работай спокойно в Киргизии , не прогадаешь
  10. Не шейх
    29 августа 2025 09:33
    Вазик-тазик!
  11. khpn
    29 августа 2025 08:35
    Ктргизы могут значит с АвтоВАЗом, а мы не можем?! Не смешите! Проблема совершенно в другом!☝️🤔
  12. Аким
    29 августа 2025 02:29
    мощностью до 1500 автомобилей ежегодно - ну рассмешил ... автоТАЗ.
  13. Сумрак
    28 августа 2025 23:43
    Автоваз, ха-ха! Это же не машины, а смех на палке!
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43