Накануне начала нового учебного года, которое традиционно сопровождается резким ростом транспортной нагрузки, Служба безопасности дорожного движения выступила с обращением к гражданам. Ведомство предложило жителям Ташкента и других крупных городов страны пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт, чтобы избежать коллапса на дорогах. Эта инициатива, подкрепленная социальным видеороликом, вызвала широкую общественную дискуссию о реальных причинах и методах борьбы с городскими заторами.
Ежегодно 2 сентября дорожная сеть столицы испытывает пиковые нагрузки, приводящие к многокилометровым пробкам. Возвращение школьников и студентов к занятиям накладывается на текущие дорожные работы и периодические изменения схем движения, что усугубляет и без того сложную ситуацию. В этом году, стремясь повысить безопасность, УБДД ГУВД Ташкента инициировало введение одностороннего движения на улицах, прилегающих к школам. Однако основной акцент в коммуникации СБДД был сделан на личной ответственности водителей.
Предложение ведомства заключается в том, что сознательный выбор в пользу автобуса или метро способен кардинально изменить ситуацию. Эта идея была проиллюстрирована в видеоролике, где семейная пара приходит к выводу, что использование личного авто для поездки в школу является причиной заторов. Несмотря на позитивный посыл, данная кампания была воспринята частью общества скептически. В социальных сетях появились саркастические аналогии с призывами экономить воду для решения проблем с водоснабжением или электричество - для снижения нагрузки на подстанции.
Ключевой контраргумент оппонентов сводится к тому, что проблема транспортных заторов носит системный, а не поведенческий характер. Критики указывают на недостаточную готовность самой системы общественного транспорта принять на себя возросший пассажиропоток. Вопросы вызывают регулярность движения, перегруженность существующих автобусных маршрутов и временные трудности в работе некоторых участков транспортной сети, как, например, кольцевой линии метро.
Экспертное сообщество и урбанисты давно указывают на автомобилецентричную модель развития Ташкента как на первопричину хронических пробок. Инфраструктура города исторически развивалась с приоритетом для личного автотранспорта, в то время как общественному транспорту отводилась второстепенная роль. Сложившаяся парадигма делает поездку в личном автомобиле, даже с учетом пробок, зачастую более комфортной и предсказуемой альтернативой, чем поездка в переполненном автобусе.
Таким образом, призыв СБДД, по мнению многих горожан, выглядит как попытка переложить ответственность за инфраструктурные просчеты и недостатки стратегического планирования на плечи самих граждан. Системное решение проблемы требует комплексного подхода, включающего не только информационные кампании, но и реальные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры. Речь идет о повышении комфорта, скорости и доступности общественного транспорта до уровня, когда он станет не вынужденной мерой, а лучшим выбором для ежедневных поездок.
Власти города, в свою очередь, анонсируют шаги в этом направлении. Ранее было заявлено о планах перевести общественный транспорт Ташкента на агломерационный формат, продлив существующие маршруты и закупив новый подвижной состав. В частности, до конца 2025 года столичный автопарк должен пополниться сотнями новых автобусов. Кроме того, планируется внедрение интеллектуальной транспортной системы для управления светофорами, что, по расчетам, может сократить заторы на 25-30%. Однако пока эти меры находятся на стадии реализации, ответственность за решение «проблемы 2 сентября» фактически возлагается на самих горожан.