Министерство внутренних дел Узбекистана инициировало процедуру общественного обсуждения законопроекта, направленного на кардинальное ужесточение мер административной ответственности за повторные и грубые нарушения установленных правил дорожного движения. Эта инициатива является ответом на тревожную статистику аварийности и отражает новую государственную политику, озвученную ранее в рамках программы «Хронические нарушители».
Согласно данным, представленным ведомством, дорожная обстановка в стране вызывает серьезную обеспокоенность. Только за прошлый, 2024 год, было зафиксировано 24 миллиона случаев несоблюдения ПДД, при этом подавляющая часть из них-81%-классифицируется как грубые правонарушения. Аналитика показывает, что основной массив этих нарушений формируют три ключевых проступка: выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, игнорирование запрещающих сигналов светофора и, что наиболее массово, превышение установленной скорости.
Статистические выкладки за 2024 год детализируют проблему: более 13,5 миллионов случаев превышения скорости, 1,15 миллиона проездов на красный свет и почти 79 тысяч выездов на встречную полосу. Динамика первой половины текущего, 2025 года, не демонстрирует значительного улучшения ситуации. За шесть месяцев зафиксировано уже 6,3 миллиона фактов превышения скорости, 561 тысяча случаев проезда на запрещающий сигнал и 48 тысяч инцидентов с выездом на «встречку».
Особую тревогу вызывает прямая корреляция между превышением скорости и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий. В первой половине 2024 года в авариях погибло 922 человека, а за аналогичный период 2025 года-894. Эти цифры подчеркивают острую необходимость в пересмотре подходов к ответственности водителей.
В МВД также отмечают формирование в обществе опасной тенденции, активно распространяемой в социальных сетях, выраженной в принципе «заплатил штраф-могу нарушать дальше». Подобное отношение, по мнению представителей правопорядка, подрывает основы безопасности дорожного движения и свидетельствует о низком уровне водительской культуры.
В свете этих вызовов, предложенный законопроект вводит дифференцированную систему наказаний для систематических нарушителей. Ключевое нововведение-лишение права на использование скидки при уплате штрафа. Водители, которые в течение одного календарного месяца дважды совершат выезд на встречную полосу или проедут на красный свет, а также те, кто пять раз превысит скорость на величину более 40 км/ч, будут лишены льготы на оплату штрафов сроком на один год.
Для наиболее злостных нарушителей предусмотрена более суровая мера. Если водитель за один месяц совершает 10 и более правонарушений из списка грубых (превышение скорости на 40 км/ч и более, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу с созданием аварийной ситуации), ему будет грозить лишение права управления транспортным средством на шесть месяцев.
Кроме того, в Кодекс об административной ответственности предлагается внести отдельную норму за экстремальное превышение скорости. За движение со скоростью, превышающей разрешенную более чем на 100 км/ч, водителя предлагается наказывать штрафом в размере 20 базовых расчетных величин (8,24 млн сумов) и лишением прав на полгода.
Общественное обсуждение проекта продлится до 25 сентября 2025 года, в течение которого граждане могут внести свои предложения.
Первая в мире система автоматической фотофиксации нарушений скорости была разработана и запатентована в Нидерландах в 1958 году голландской компанией Gatsometer BV. Ее основатель, раллийный гонщик Морис Гатсонидес, изначально создал устройство для измерения своей скорости на поворотах, чтобы улучшить собственные гоночные результаты.