Классификация мототранспорта и категории прав
Законодательство Узбекистана теперь четко разграничивает мототранспорт по техническим характеристикам, что определяет необходимую категорию водительского удостоверения. Для управления мопедами и скутерами требуется одна из двух категорий: «A» или «A1».

Категория «A1» предназначена для управления легким мототранспортом. Сюда относятся двухколесные транспортные средства, объем двигателя которых не превышает 125 кубических сантиметров, а максимальная мощность ограничена 11 кВт (около 15 лошадиных сил). Получить права этой подкатегории разрешается гражданам, достигшим 16-летнего возраста. Обучение и экзаменационный процесс для «A1» организованы по упрощенной программе, ориентированной на управление транспортом, не развивающим высоких скоростей, таким как Honda Dio или различные модели электроскутеров. Важно отметить, что даже электроскутеры, чья мощность превышает 4 кВт или максимальная скорость выше 50 км/ч, подпадают под действие этой категории.
Категория «A» является основной для управления полноценными мотоциклами и мощными скутерами с объемом двигателя свыше 125 см³. Возрастной порог для получения данной категории составляет 18 лет. Программа подготовки водителей категории «A» включает углубленное изучение теории дорожного движения и расширенный курс практического вождения, который охватывает сложные элементы маневрирования и навыки движения в плотном городском потоке. Наличие прав категории «A» автоматически предоставляет право на управление транспортными средствами, подпадающими под категорию «A1».
Процедура государственной регистрации
Регистрация мототранспорта осуществляется в территориальных подразделениях Службы безопасности дорожного движения (СБДД) МВД. Для постановки на учет владелец должен инициировать процедуру, предоставив пакет документов. В него входят: паспорт владельца (или доверенность при оформлении через представителя), заявление установленного образца, а также технический документ от производителя или дилера с указанием ключевых параметров, таких как номер рамы, мощность и масса. Необходимо также приложить документ, подтверждающий право собственности, например, счет-справку или договор купли-продажи. Оплата государственных сборов за регистрацию, выдачу номерного знака и свидетельства может быть произведена через электронные платежные системы, что избавляет от необходимости предоставлять бумажную квитанцию. Управление незарегистрированным скутером или мопедом после 1 октября квалифицируется как административное правонарушение.

Медицинское освидетельствование: первый шаг к получению прав
Перед началом обучения в автошколе каждый кандидат обязан пройти медицинскую комиссию для получения справки формы №083/у. Этот документ подтверждает отсутствие у будущего водителя медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Пройти осмотр можно в государственных поликлиниках, аккредитованных частных медицинских центрах или инициировать получение электронной версии справки через портал my.gov.uz при наличии электронной цифровой подписи.
Комиссия включает осмотр у ряда специалистов. Терапевт выносит итоговое заключение на основе данных от офтальмолога, который проверяет остроту зрения, невропатолога, оценивающего состояние нервной системы, а также психиатра и нарколога. Важно подчеркнуть, что заключения от психиатра и нарколога можно получить исключительно в государственных диспансерах по месту постоянной регистрации, так как эти данные вносятся в единую государственную базу. Срок действия медицинской справки составляет шесть месяцев.
Обучение и экзамены: текущий порядок и грядущие изменения
До 1 февраля 2026 года прохождение курса в лицензированной автошколе остается обязательным условием для допуска к экзаменам. Стоимость обучения варьируется в зависимости от региона: в Ташкенте она составляет от 1,8 до 3,2 млн сумов, в то время как в областях можно уложиться в сумму от 1 до 2 млн сумов. Курс состоит из теоретической подготовки, охватывающей ПДД и основы оказания первой помощи, и практических занятий на автодроме.
С 1 февраля 2026 года в силу вступят поправки, которые сделают обучение в автошколе необязательным. Кандидаты получат право на самостоятельную подготовку к теоретическому экзамену. Однако практические навыки вождения все равно нужно будет подтвердить на специально оборудованных площадках экзаменационных центров СБДД, без чего допуск к практическому экзамену будет невозможен.
Экзаменационный процесс в СБДД состоит из двух этапов. Теоретический экзамен проводится в формате компьютерного тестирования, где из 20 вопросов допускается не более трех ошибок. Практический экзамен проходит на автодроме, где инспектор оценивает выполнение стандартных упражнений: «змейка», разворот в ограниченном пространстве, экстренное торможение. Весь процесс фиксируется на видео для обеспечения прозрачности.
Получение удостоверения и общая стоимость
После успешной сдачи всех экзаменов кандидату остается оплатить государственную пошлину за выдачу водительского удостоверения. На ноябрь 2025 года ее размер составляет 70% от базовой расчетной величины, или 238 000 сумов. Заявление на получение готового документа можно подать как в отделении СБДД, так и онлайн. Срок изготовления удостоверения составляет от одного до трех рабочих дней. Права выдаются на 10 лет.

Итоговая стоимость получения прав категории «A» в Узбекистане, с учетом всех расходов от медкомиссии до госпошлины, в среднем составляет от 3 до 5 миллионов сумов. Эта сумма может увеличиться в случае необходимости пересдачи экзаменов, каждая из которых оплачивается отдельно.