Достигнутые с Соединенными Штатами Америки договоренности на сумму в 5 миллиардов долларов предполагают комплексное развитие автомобилестроительной отрасли Узбекистана, а не ограничиваются исключительно импортом комплектующих. Об этом сообщили в пресс-службе компании «Узавтосаноат», комментируя итоги недавнего визита президента Шавката Мирзиёева в Вашингтон.
В ходе визита был заключен ряд значимых экономических соглашений, направленных на укрепление промышленного и торгового сотрудничества между двумя странами. Среди ключевых договоренностей фигурирует трехлетняя программа по импорту автокомпонентов на 5 миллиардов долларов. Кроме того, стороны договорились о детальной проработке вопроса «расширения партнерства в рамках предстоящей продажи и приватизации UzAuto Motors».
Представители «Узавтосаноат» пояснили, что подписанное соглашение является многоаспектным. «В данном случае речь идет не только о закупке комплектующих, а о реализации комплексной программы, направленной на подготовку и развитие машиностроительного производства в целом по Узбекистану», - заявили в компании.
Программа сотрудничества включает в себя несколько стратегических направлений. Помимо непосредственных поставок компонентов, она охватывает совместные инженерно-технологические разработки для дальнейшего прогресса автомобилестроения, обмен технологиями и лицензиями, а также развитие сопутствующих отраслей. Это указывает на долгосрочные планы по углублению локализации и технологической модернизации производства.
Данные соглашения были достигнуты на фоне непростой ситуации для национального автопроизводителя. За первые девять месяцев текущего года выручка компании показала снижение на 12,8%, достигнув отметки в 35,4 трлн сумов (приблизительно $2,93 млрд). Чистая прибыль также сократилась на 3,6% - 2,66 трлн сум ($220 млн).
На внутреннем рынке также наблюдаются изменения. Официальная доля Chevrolet, основного бренда UzAuto Motors, за год сократилась с 89,4% до 82,7%. Это связано со снижением объемов реализации на 26 тысяч единиц - до 245,1 тысячи автомобилей. Спад продаж затронул почти весь модельный ряд, включая такие популярные модели как Cobalt (-4,2%), Tracker (-12%) и Onix (-37,8%).
На этом фоне усиливается конкуренция. Как ранее отмечало рейтинговое агентство Moody’s, появление на рынке новых игроков, в частности китайской компании BYD, стимулирует развитие авторынка Узбекистана. Однако, по мнению агентства, конкуренция регулируется таким образом, чтобы сохранить доминирующее положение UzAuto Motors.
Компания по-прежнему сильно зависит от внутреннего рынка, на который приходится 90% всех продаж, и от лицензионного соглашения с американской General Motors, срок действия которого истекает после 2027 года. К слабым сторонам аналитики относят также ограниченный и относительно устаревший модельный ряд. В то же время, среди сильных сторон выделяются стратегическая важность автопрома для промышленной политики государства, взвешенная финансовая политика и устойчивые кредитные метрики.
Процесс приватизации UzAuto Motors является частью более широкой программы по разгосударствлению активов. Планируется, что компания будет выставлена на публичные торги в первом квартале 2026 года.