Спрос на транспортные средства на новых источниках энергии внутри республики демонстрирует динамику, которая существенно опережает первоначальные прогнозы промышленных аналитиков и самих производителей. Совместное предприятие в Джизакской области, являющееся флагманом локализации китайских технологий в регионе, готовится к кардинальному расширению географии поставок. О стратегических изменениях в планах завода рассказал заместитель генерального директора BYD Uzbekistan Factory Шавкатбек Алимов в ходе интервью с Шерзодхоном Кудратходжой.
Производственная площадка, расположенная в Джизакском регионе, на текущий момент оперирует мощностями, позволяющими выпускать с конвейера до 50 тысяч единиц техники ежегодно. В настоящее время сборочные линии заняты производством двух наиболее востребованных моделей - гибридного кроссовера Song Plus Champion и седана Chazor. Однако, как отмечает руководство предприятия, это лишь начальная фаза освоения рынка.
В ближайшей перспективе завод намерен диверсифицировать модельный ряд. Приоритет будет отдан тем модификациям, которые уже получили позитивный отклик у населения и показывают стабильные продажи. Следующие этапы инвестиционной программы предполагают кратное увеличение объемов выпускаемой продукции. Согласно утвержденной дорожной карте, мощность предприятия на второй фазе достигнет отметки в 200 тысяч электромобилей, а финальная цель масштабного проекта - выход на показатель в 500 тысяч машин в год.
Шавкатбек Алимов подчеркнул, что временные рамки достижения этих показателей могут быть пересмотрены в сторону ускорения. «На сегодняшний день это [наращивание выпуска до 500 тыс. единиц] запланировано на 2030 год. Однако рынок, скажу откровенно, растет быстрее, чем мы ожидали», - констатировал заместитель генерального директора.
Особое внимание в обновленной стратегии уделяется внешнеэкономической деятельности. Представитель руководства BYD Uzbekistan Factory подтвердил наличие твердых намерений по началу поставок джизакских электрокаров за пределы республики. В данный момент специалисты компании ведут активную работу над прохождением необходимых бюрократических процедур и сертификацией транспортных средств для соответствия стандартам соседних государств. «У нас есть планы начать экспорт в ближайшее время», - резюмировал Алимов, обозначив вектор на экспансию в страны региона.
История данного промышленного альянса берет начало в сентябре 2023 года, когда между китайским автогигантом BYD и отечественным «Узавтосаноат» было достигнуто соглашение о создании совместного предприятия. Юридическая база сотрудничества была закреплена инвестиционным договором с МИПТ. Хронология развития проекта была стремительной: официальный старт работе завода был дан уже в январе 2024 года. Церемония запуска первой очереди была синхронизирована с государственным визитом президента в Китайскую Народную Республику, что подчеркнуло высокий статус проекта.
Непосредственно серийный выпуск автомобилей на мощностях в Джизакской области стартовал в июне прошлого года. Экономическое обоснование расширения производства базируется на внушительных инвестиционных вливаниях. Второй этап реализации проекта подразумевает освоение инвестиций в размере 300 миллионов долларов для достижения планки в 200 тысяч авто. Третья фаза, оцениваемая в 500 миллионов долларов, призвана вывести завод на проектную мощность в полмиллиона электромобилей, значительная часть из которых будет отправляться на экспорт в третьи страны, превращая Узбекистан в ключевой хаб по производству экологичного транспорта в Центральной Азии.