В рамках масштабной реформы городской среды и административного перераспределения полномочий, инициированной президентом Шавкатом Мирзиёевым, столицу Узбекистана ожидают существенные изменения в механизмах регулирования дорожного движения. Согласно недавно утвержденному пакету нормативных актов, направленных на оптимизацию транспортной системы и ликвидацию хронических заторов, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) готовится принять на себя беспрецедентный объем управленческих функций. Ключевым этапом трансформации станет середина 2026 года, когда муниципальная структура получит рычаги давления, ранее находившиеся в исключительной компетенции силовых ведомств.
Текущая повестка дня, диктуемая постановлением главы государства, наделяет ЦОДД статусом ключевого агрегатора данных. Структура теперь уполномочена запрашивать и аккумулировать массивы информации не только от государственных органов, но и от хокимиятов как самого Ташкента, так и Ташкентской области. В информационный периметр центра попадают также частные операторы парковочных пространств, сервисы проката средств микромобильности (электросамокатов) и управляющие компании. Подобная централизация данных призвана создать единую цифровую карту мобильности агломерации.
Административный вес организации усиливается за счет права законодательной инициативы на низовом уровне. Специалисты центра смогут формировать предложения по корректировке перечня правонарушений, которые фиксируются автоматическими комплексами, а также пересматривать суммы штрафных санкций. Более того, именно эта структура будет определять, какие конкретно виды нарушений ПДД будет отслеживать та или иная камера на улицах города. В случае выявления системных проблем на дорогах, ЦОДД получает право направлять обязательные для рассмотрения представления в транспортные организации.
В сфере инфраструктурного планирования центр становится главным согласующим звеном. Без визы ЦОДД невозможно будет утвердить дислокацию зон платной парковки, мест для зарядки электромобилей или стоянок прокатных самокатов. В ведение организации переходит и размещение всего спектра оборудования, входящего в интеллектуальную транспортную систему столицы. Экономический блок полномочий позволяет центру выступать государственным партнером в соглашениях ГЧП, касающихся обустройства остановок и установки вендинговых аппаратов, а также представлять интересы столичного хокимията при работе с международными финансовыми институтами.
Однако наиболее радикальные изменения в иерархии управления вступят в силу через полгода - с 1 июля 2026 года. С этой даты ЦОДД фактически перехватывает инициативу у сотрудников правопорядка в вопросах оперативного регулирования. Муниципальная служба сможет самостоятельно вводить ограничения на движение определенных категорий транспорта, включая грузовые автомобили, на конкретных участках улично-дорожной сети. Установление скоростных лимитов и контроль за весогабаритными параметрами также переходят в зону ответственности центра.
Трансфер полномочий от Министерства внутренних дел к гражданской структуре подразумевает передачу функций по утверждению комплексных схем организации дорожного движения (ПОДД). Локации для установки комплексов фото- и видеофиксации, включая камеры, следящие за экологическими нормами и благоустройством, будут утверждаться не правоохранителями, а специалистами по урбанистике. Это же касается и схем парковочных пространств.
Дополнительно функционал центра расширяется за счет контроля за дорожными работами. Выдача разрешений на ремонт дорожного полотна, вскрытие асфальта для ремонта инженерных коммуникаций или сетей связи станет прерогативой ЦОДД. Это решение направлено на минимизацию хаотичных перекрытий улиц. Наконец, именно эта организация займется внедрением и администрированием выделенных полос для общественного транспорта, что является приоритетом в стратегии развития Ташкента.
В Ташкенте, по состоянию на 2025 год, плотность камер фиксации нарушений на один квадратный километр в центральных районах уже превышает аналогичные показатели в некоторых европейских мегаполисах, что делает городскую сеть наблюдения одной из самых быстрорастущих в Центральной Азии.