Администрация президента Узбекистана инициировала масштабный пересмотр механизмов импорта легкового транспорта, целью которого является структурное изменение рынка в пользу юридических лиц. Ключевая задача, поставленная перед экономическим блоком правительства, заключается в планомерном сокращении объемов ввоза автомобилей физическими лицами. Для достижения этого баланса государство намерено существенно либерализовать нетарифные требования для официальных импортеров-компаний.
Данные меры продиктованы положениями указа, подписанного Шавкатом Мирзиёевым 10 декабря. Документ, принятый накануне, ориентирован на форсированное внедрение безналичных расчетов и системное сокращение теневого сектора экономики. В Ташкенте рассчитывают, что смещение акцента с частного ввоза на корпоративный позволит сделать автомобильный рынок более прозрачным и контролируемым.
Ответственность за разработку новой нормативной базы возложена на ряд профильных ведомств. Узбекское агентство по техническому регулированию («Узстандарт»), Министерство инвестиций, промышленности и торговли (МИПТ), а также Таможенный комитет получили директиву подготовить проект соответствующего постановления Кабинета министров. Крайний срок исполнения поручения установлен до 1 марта 2026 года. Согласно предварительным данным, документ должен регламентировать упрощение процедур на таможенных постах, в том числе снижение административной нагрузки при оформлении нетарифных ограничений для бизнеса.
Предстоящая реформа потребует межведомственной координации беспрецедентного масштаба. К весне 2026 года в процессе подготовки сводного нормативно-правового акта, помимо МИПТ и таможенников, будут задействованы Комитет по развитию ветеринарии и животноводства, Национальный комитет по экологии и изменению климата, Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия, а также Агентство по карантину и защите растений.
Параллельно с регулированием авторынка власти намерены усилить цифровой контроль за импортом электроники. Запланирована интеграция баз данных таможенных органов и системы UZIMEI. Ведомства будут обмениваться детальной информацией о зарегистрированных IMEI-кодах мобильных устройств в разрезе направлений их поступления в страну. Правовая основа для этого взаимодействия должна быть утверждена правительством до 1 февраля 2026 года - соответствующий проект поручено подготовить специалистам Минцифры, МИПТ и Таможенного комитета.
В Узбекистане термин «нецивилизованный импорт» часто используется экономистами для описания ввоза автомобилей физическими лицами (так называемыми «перегонщиками»), так как такие машины часто не имеют официальной гарантии производителя и сервисного обслуживания, адаптированного под местный климат и качество топлива, в отличие от автомобилей, ввезенных официальными дилерами-юрлицами.