Как выглядел Узбекистан 100 лет назад?

Как выглядел Узбекистан 100 лет назад?
Столетие назад, в октябре 1924 года, на карте Центральной Азии появилось новое административное образование - Узбекская Советская Социалистическая Республика, которая уже в феврале 1925 года официально стала частью СССР. Визуальную летопись этого периода трансформации, возможно, наиболее полно оставил Макс Пенсон, фотокорреспондент, чьи работы для газеты «Правда Востока» и ТАСС стали документальным свидетельством эпохи.

Как выглядел Узбекистан 100 лет назад?


Пенсон, уроженец Велижа, города в нынешней Смоленской области России, оказался в Коканде вместе с семьей в результате эвакуации во время Первой мировой войны. Его путь в фотографию не был прямым: начав с преподавания рисования и работы в отделе народного образования, он нашел свое истинное призвание в фотоискусстве. К 1926 году его талант был замечен, и он получил приглашение в «Правду Востока» - главное печатное издание региона. Его карьера совпала с фундаментальными изменениями в жизни республики, продиктованными курсом на индустриализацию и коллективизацию.



Центральное место в его творчестве заняла стройка Большого Ферганского канала, одного из самых амбициозных гидротехнических проектов раннего СССР. Этот ирригационный канал, протяженностью 350 километров по территориям современного Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, был призван решить проблему водоснабжения в ключевом аграрном регионе. Фотографии Пенсона запечатлели тысячи людей, с кетменями в руках создававших «рукотворную реку». В те годы мало кто мог спрогнозировать, что эти масштабные ирригационные проекты станут катализатором одной из самых серьезных экологических катастроф региона - последующего обмеления Аральского моря.



Другой сквозной темой его работ стала хлопковая монокультура. Узбекская ССР была определена центром как основной поставщик «белого золота», обеспечивая до 70% всего союзного производства. В объектив Пенсона попадали как механизированные новшества в виде первых тракторов на полях, так и сцены изнурительного ручного труда, который и по сей день остается реальностью для многих регионов Центральной Азии. Его снимки передают масштаб и тяжесть этой всенародной кампании.



Не менее важным пластом его наследия является фиксация социальных сдвигов. Советская власть активно продвигала образ «нового Узбекистана», свободного от «пережитков прошлого». Фотографии Пенсона служили наглядной иллюстрацией этой политики. Яркий пример - серия снимков из школ эпохи «ликбеза», всесоюзной кампании по ликвидации неграмотности среди населения от 8 до 50 лет. Эти кадры документируют не только обучение чтению и письму, но и внедрение русского языка, служившего инструментом интеграции в общесоветское пространство.



Особое внимание фотограф уделял кампании по «раскрепощению женщин», известной как «Худжум». На его ранних снимках 20-х годов часто встречаются женщины в традиционной парандже. Однако с течением времени в его архиве появляется все больше кадров с открытыми женскими лицами, участвующими в общественной жизни. Иконой этой эпохи стала танцовщица Тамара-ханум, которую Пенсон неоднократно снимал. Она была одной из первых артисток, вышедших на сцену без паранджи, что стало символическим актом. Его фотографии также запечатлели новые формы досуга, например, женщин, танцующих на советских праздниках.



Помимо официальной повестки, Пенсон находил время для документирования уходящей натуры, в частности, жизни бухарской еврейской общины, сохраняя для истории уникальный культурный пласт региона.



Финал жизни летописца оказался трагическим. В 1948 году, на волне государственной антисемитской кампании, известной как «борьба с космополитизмом», Макс Пенсон был уволен из редакции «Правды Востока». Потеряв аккредитацию и право заниматься любимым делом, он впал в многолетнюю депрессию. В 1959 году его жизнь оборвалась. Его обширный архив, насчитывающий десятки тысяч негативов, на долгие годы был забыт.



Архив Макса Пенсона, считавшийся утерянным, был сохранен его семьей. В 1990-е годы его дочь Дина обнаружила сундуки с десятками тысяч негативов. Благодаря ее усилиям наследие фотографа было заново открыто миру, а его работы получили международное признание и выставлялись в галереях Нью-Йорка, Лондона и Москвы, став важной частью всемирной истории фотографии.

Интересное по теме:
Комментарии
  1. Никто
    22 июля 2025 08:38
    В ту эпоху был это была бы Британия или Россия. Надо отдать должное России. Прогресс и защиту от Британии обеспечила. Британия свои колонии не щадила и до сих пор так. После распада Союза сами остались и потеряли заводы и науку, ВВП упал максимально. И всё ещё Россия там где надо, основные переводы денег оттуда. Совместные военные учения говорит о многом в сфере безопасности границ. Свой газ закончился, Россия не отказывает. Можно многое сказать, но в итоге главное здесь что интересы совпадают и их много.
  2. Олим Захидов
    21 июля 2025 15:01
    Если ссср и его нынешние остатки такие хорошие и правильные, почему тогда в мире все меньше мест, где вам рады? И хорош хвастаться за проделанные труды предков, да и трудом это трудно называть, никто их не просил приезжать сюда и что то строить! они отбирали у нашего народа больше, чем оставили тут после себя, Пусть все отвечают за себя. Хочешь быть уважаемым, уважай и других, силой уважению не добиться. Хотите в гости, добро пожаловать, но лезть в наш холодильник не надо.
  3. Marta
    19 июля 2025 22:02
    Молодец, активистка Аделя, и большое уважение тем, кто так же понимает истинную историю и трезво оценивает события!

    Полностью согласна с активисткой Аделей и выражаю свою поддержку и уважение тем, кто её поддержал.
  4. Урюк
    18 июля 2025 12:31
    Открой сейчас свободно границу Узбекистан-Америка,никто не посмотрит,что уехали может навсегда с любимой Родины,с удовольствием будут учить чужой язык,работать и убирать грязь в чужой стране
  5. Бека
    18 июля 2025 11:24
    100 лет назад Не было узбекистана ¡¿
  6. Оррр
    18 июля 2025 09:14
    150 лет колонизации России Узбекистана откинули назад сколько образованных попали под репрессии России а потом и СССР💯💯💯💯
  7. Активистка Аделя
    17 июля 2025 19:15
    Сразу скажу тем, кто использует ныне модное , но не новое слово " колония", а также " оккупация", имея ввиду Азию Россией -погасите в себе злость и перекошенную точку зрения, взгляд он же кривобокий, однобокий , на события тех времён. Не надо находиться под влиянием агрессивных западных СМИ. Ни один человек не может сказать, что от того, что Российская Империя, а впоследствии Советы, пришли в Азию, в результате ничего плохого или хуже того, что было, не последовало. Освоение и строительство Азии началось ещё до образования СССР, как страны, а при Российской Империи, когда начались закладываться первые железные дороги , станции, для развития сельского хозяйства был создан Аму - Бухарский канал, административные учреждения, горнодобывающая промышленность . Конечно, этому были и политические мотивы, в первую очередь , это британская экспансия и много другого. Но сейчас не столько о процессе , а - результатах. Само собой разумеется , РИ пользовалась также ресурсами, но что в этом странного. Сами строили, сами осваивали , соответственно, и использовали, но здесь , нужно понимать, что много ресурсов уходило и на улучшение состояния региона Азии , как такового. После того, как пришли Советы , то процесс интеграции и повышения образования населения ещё более усилился. Ликбезы, в дальнейшем- вечерние школы, активно организовывались повсюду. Не надо мне сейчас говорить о ресурсах, хлопок, золото, которые вывозились, да, вывозились, но также вкладывалось немало, чтобы мы родились в благополучных условиях и возможности получать образование. Замечу, большинство учебных заведений от школ до техникумов, институтов велось на узбекском языке, но далее появилось и русское обучение в целях интеграции, ничего плохого не вижу. И не надо про русификацию и , якобы , подавлении национального самосознания. Тогда почему я одинаково хорошо говорю на русском, узбекском и татарском языках. Моего самосознания никто не подавлял. К слову, я бы сказала, что это подавление скорее есть сейчас в РФ - мигрантов. Это реальность, и она одна, и результаты не радуют. А при Советах , разве кто-то утратил национальные традиции и обычаи - ни капли, это, в конце концов, зависит от уклада в семье. Много можно излагать, что хорошего было сделано в период СССР, но большинство и так знают. И чтобы мне не оперировали терминами , опять же ныне модными - экспансия, колония и т.д, я спрошу а что США не колонизировали земли,а иногда и просто захватывали , и разве сейчас плохо живут " экспансированные и колонизированные", например те же Калифорния и Техас, живут в тысячу раз лучше, чем вся Мексика в целом. И так примеров немало. Но при всяком расширении территории происходят минусы, где ж их не бывает. Но главное- результаты. Да, были перегибы, как хлопковое рабство, но это была рабство не пожизненное, а с шансом на реабилитацию, никто не умирал на поле. Зато строились новые города, Учкудук, Навои, Зеравшан, Ангрен, Алмалык, Бекабад, Янгиюль...Про бесплатную медицину и образование уже было сказано, так что , товарищи, положительного однозначно было ощутимо больше, и мы бы сейчас не общались , если бы остались при пережитках прошлого. А что, если бы нас захватила Британия, то мы не утратили бы национальное самосознание.?..Интеграция и так, называемая экспансия, а для меня - освоение, всегда сопровождается частичной ассимилицией национально- культурного признака. Но в результате получается положительное смешение. Та же Турция, она также давно и сильно ассимилирована с греко- римским прошлым. И ничего плохого.Весь мир давно ассимилирован во всём западном и китайском производстве, и что, теряем себя? Ерунда. Не надо обвинять во всем РФ и РИ, если и можно обвинить только в плохом отношении к мигрантам в сегодняшних реалиях -( и не надо о том " что сами виноваты "), а тогда , при СССР всё делалось в более благих целях, нежели сейчас..
    1. Надо же
      18 июля 2025 01:30
      Активистка Аделя,
      Молодец, Аделя, все верно. Очень давно мне довелось держать в руках большую книгу с фоторепортажами со всех уголков Узбекистана, увлеченного в свое дело фотокорреспондента Пенсона. Черно- белые снимки эпохи возрождения великолепны, кругом созидательный труд уставших, но счастливых людей, улыбающиеся, добрые и приветливые лица. Люди стали вовлеченными в общее полезное дело, у них появился смысл жизни, они трудились, учились, праздновали свадьбы и праздники, чудесные национальные одежды в вихре танца, разлетающиеся 40 косичек и просветленные лица детишек, они ведь стали учиться. Вот что ярко, живо и с любовью к народу, стране и переменам было запечатлено в этой Книге фотоархива минувших лет. Эта Книга дорогого стоит, т.к. оставила неизгладимый след в становлении Республики Узбекистан.
    2. Shah
      18 июля 2025 08:04
      Активистка Аделя,
      Браво!
  8. Гость
    17 июля 2025 17:58
    Покупать китайские продукты и товары и потом перепродавать их - достижение же.
    1. 12345678
      19 июля 2025 20:53
      Гость,
      Ну злость у тебя, многое что делаем мы сейчас и не надо из себя строить пуп земли,ваше счастье что были близко географически Европе,всё оттуда.
  9. algorithmus
    17 июля 2025 15:33
    Колонизаторы не строят школы, детские сады, амбулатории, дом культуры и библиотеки в каждой деревне, не строят многопрофильные больницы и родильные дома в каждом районе, не строят институты и университеты в каждом городе. Они даже не думают об электрификации, газификации, строительстве дорог и другой инфраструктуры. Колонизаторы стремятся ограничить доступ покоренных народов к образованию. Мы видим это на примере многих африканских стран.
    1. Гость
      17 июля 2025 17:50
      algorithmus,
      Хорошо, что не Франция, а то был бы второй Конго.
  10. Дональд
    17 июля 2025 13:26
    Зато сейчас идёт процесс назад в средневековье!!!!!!!
  11. Гость
    17 июля 2025 11:41
    Не надо пропускать ,только односторонние взгляды.Это же не так интересно.
  12. Elbek
    17 июля 2025 11:19
    Oʻzbek xalqi har doim buyuk boʻlgan. Oʻzbekiston hozirda oʻz maqsadlarini aniq belgilab olgan. Tarixdan maʼlumki 1,5 asrlik mustamlakachilik davrida xalqni oʻzligi butunlay yoʻq boʻlib ketmaydi. Shunday ekan, hali ham SSSRni qoʻmsab yuradigan insonlarga aytar gapim "siz oʻzligingizni topishingiz kerak" shunda erta bilan emas aksincha bugun va erta bilan yashaysiz.
    1. Удача
      17 июля 2025 16:44
      Elbek,
      Ещё раз пишем тем, кто не понял. Российская Империя никогда не имела колоний как наприм: Португалия , Англия, Франция, Бельгия. Россия дала средней Азии цивилизацию и с народом Азии общалась как с равными. Дала образование, культуру, медицину. Благодаря России средняя Азия не превратилась в Афганистан. А могла бы, если бы бриты захватили среднюю Азию. Если не нравится СССР, сломайте все дома, школы, железные дороги , метро ,что вам построил СССР. До сих живёте и пользуютесь всем советским.
    2. Надо же
      18 июля 2025 01:31
      Удача,
      Потихонечку это и делают
    3. Андрей
      18 июля 2025 11:23
      Удача,
      Мы уже больше 10 лет назад уже начали этот прогресс который демонтирование заводов СССР который находится в Узбекистане наваи под названием СП-АО "Электрохимзавод". Завод был рассчитан для 10 000 человек ну а сейчас осталось только 150 работник постепенно всё меньше и меньше становится производства демонтировали.
      Удача! ты только что-то думалас, Но уже всё исполняется поэтапно поэтому не переживай
  13. Кашкадарьинец
    17 июля 2025 10:14
    А сейчас гигантскими шагами возвращаемся к тому, что на фотографиях выше. Круговорот нашего развития.
  14. Гость
    17 июля 2025 08:49
    До вмешательства СССР в Афганистан в 1978 года,до ,,апрельской революции", в Афганистане была свободная пресса,реально избираемый парламент,был университет.Женщины и мужчины одевались в европейские одежды,их никто за это не убивал.Религия присутсвовала,но как личное дело каждого.Страна постепенно развивалась.Посмотрите на фото авганских женщин до переворота.Весь ужас ,который отбросил эту страну в далёкое прошлое,то ,что мы видим сейчас в отношении женщин началось с ,,интернациональной помощи".Если бы эта страна продолжала мирно развиваться,возможно мы сейчас им завидовали бы.
  15. Удача
    16 июля 2025 18:40
    Надеюсь, что упл напишет моё сообщение. Во время Российской Империи ( вторая половина 19 и начало 20 века) Россия активно строила железные дороги, включая Туркестанскую железную дорогу,что способствовало развитию торговли и перемещение людей и товаров. Экономика: Россия инвестировала в хлопководство , в строительство заводов. Образование : открывались русские школы, училища а также начальные школы для узбеков. Медицина: открывались больницы, медицинские обслуживание населения. А уже в 1925 году начался процесс индустриализации Узбекистана, включая промышленность и электролизацию. Вообщем Россия много вложила для цивилизации Узбекистана.

    Спасибо СССР, что не стал Узбекистан жить , как Афганистан.
    1. Никита
      16 июля 2025 20:34
      Удача,
      Спасибо большое! На 1000 процентов согласен с Вами. Показательные фотографии. Без СССР мы выглядели бы чуть лучше, чем на этих фотографиях. Это факт. На всё готовое, говорить, что нас угнетали, душили, издевались, это по крайней мере низко и мерзко. Время рассудит всех нас.
    2. Ноунейм
      16 июля 2025 21:00
      Удача, однобокое мышление не позволяет вам понять для каких целей строились железные дороги, школы и прочие "удобства". Изучайте настоящую суровую историю завоевания средней Азии ,а не то,что вам в школе в советское время преподавали. Да советы много вложили в Узбекистан, но вы не знаете сколько Узбекистан дал им взамен. Если бы эти богатства остались в стране, кто знает где была бы страна в развитии в наши дни.
    3. Жора Корнев
      17 июля 2025 10:12
      Ноунейм,
      аххаахах, а кто бы эти богатства добывал если даже сейчас у нас нет своих технологий, чтобы это делать самостоятельно? Был бы узбекистан банановой респуубликой, если бы не образование и индустриализация. Если бы не советы, добывали бы наши ресурсы другие корпорации из капиталистических стран. Вон опыт Нестле почитайте, или того же найк. Вы сами однобоко мыслите. Не было бы ссср, скорее всего и вас сейчас не было бы, так как нас ждала бы учесть афганистана.
    4. Надо же
      18 июля 2025 01:38
      Ноунейм,
      Нигде бы не была, феодальный строй и феодальные отношения, бай и батрак не так то было легко преодолеть, никто не собирался отдавать бразды правления за просто так. Вот если бы при этом строе еще и простым людям доставались все блага, другое дело. Но кучка жировала, а народ был безграмотный, бесправный, отсталый и порабощенный. Их лечили имамы плевком в рот или глаз. На эту тему была книга Чаша терпения, почитайте, если найдете.
    5. АДАМ КОЗЛЕВИЧ
      16 июля 2025 21:15
      Удача,
      Строила железные дороги для своей же выгоды, что бы отправлять награбленное золото, драгоценности и т..д себе на родину. А построенные школы и фабрики это всего лишь гроши
    6. galser
      17 июля 2025 06:03
      АДАМ КОЗЛЕВИЧ,
      Чушь какую то вы несёте. Да, разрабатывали и вывозили многое, но и вкладывали немало. Средняя Азия не была колонией, а было всё одним государством, в отличии от колоний Франции и Англии. Они тоже хотели сюда свою руку запустить и если бы это у них получилось, то жили бы скорее всего как в Афганистане и это в лучшем случае, цивилизация сюда пришла благодаря России и СССР, да и в целом Узбекистан в том виде в каком он сейчас всё благодаря СССР
    7. Удача
      17 июля 2025 10:25
      АДАМ КОЗЛЕВИЧ,
      Ну вот сейчас вам Россия не строит школы и заводы. Постройте их сами. Это же гроши.
    8. Водяра
      17 июля 2025 18:51
      Удача,
      Они и строятся!
    9. Милана
      17 июля 2025 21:22
      Водяра,
      школы не строятся. Зачем Вы лукавите? И образование качественное, даже начальное, стоит теперь немалых денег ( родители вынуждены отдавать в частные школы, так как госшколы превратились в ужас)
    10. Водяра
      18 июля 2025 13:10
      Милана,
      Школы строятся и мед.учпреждения то же.Теперь вопрос, а где образование бесплатное?У нас в стране согласно Конституции Начальное(среднее) образование бесплатное, причем обязательное, а насчёт качества не везде одинаково плохо как вы говорите.
    11. Ципсошники уходите отсюда
      21 июля 2025 08:58
      Водяра,
      Всё поликлиники с советских времён в советских зданиях как и школы и тп и тд ))))))
      Удак
    12. Жора Корнев
      17 июля 2025 10:26
      АДАМ КОЗЛЕВИЧ,
      твои родители родившиеся и выросшие в ссср, смогли дать тебе образование, научить тебя пользоваться алфавитом, купить тебе телефон с выходом в интернет, чтобы ты смог зайти на сайт упл и написать этот бред. поздравляю! Не знаю сколько тебе лет, но все эти фабрики и школы и были основой для достижение того, к чему мы в итоге пришли за 30+ лет независимости.
      А сейчас уже видно как изменилось общество и к чему мы идем.
    13. Сухов
      18 июля 2025 11:39
      АДАМ КОЗЛЕВИЧ,
      Ахмок сын курпачи.
    14. Валентин
      17 июля 2025 08:54
      Это точно. Правда.
    15. Гость
      17 июля 2025 19:25
      Удача,
      Строили ,чтобы вывозить ресурсы. Они не думали,что СССР рухнет когда нибудь
    16. Удача
      17 июля 2025 22:59
      Гость,
      Тебе что в лоб , что по лбу🤣🤣. Зачем тупым ,как ты , что-то объяснять? Живи в своём мире, со своими мыслями. Ну что делать, если человек не поддаётся учению . Значит дурачком и останется .
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43