Как сообщили в компании, такие кейсы существенно влияют на финтех и доверие к электронным деньгам среди пользователей.
Напомним, что в результате отзыва лицензии у коммерческих банков, в том числе, «Туркистон», на счетах оказалось заморожено более 1,5 млрд сумов средств пользователей OSON, а также 6 млрд других средств компании.
Зависимость финтех компаний от банков приводит к стагнации финтех индустрии. Так, 7 октября 2022 года у банка “Туркистон” отозвали лицензию. С этого дня ему было запрещено работать, а все управление перешло в руки ликвидационной комиссии.
Платежная система OSON на протяжении 6 лет работала с банком, всего на счетах заморозилось более 7,5 млрд сумов компании.
В чем проблема
Как заявили в OSON, компания напрямую зависима от работы с банком. Это связано с тем, что у OSON лицензия платежной организации, которая не позволяет эмитировать карты, электронные деньги и некоторые другие операции.
Отзыв лицензии привел к тому, что транзакционные средства OSON на сумму 7,5 млрд сумов были заморожены и теперь есть большая вероятность их полной потери.
Помимо прочего, подобные обстоятельства снизят доходы компании, как минимум, на 500 млн сумов. Надо понимать, что компания несет убытки даже в момент простоя денег. Ведь все процессы заработка платежных систем построены на системе бесперебойности транзакций.
Сейчас перед OSON остро стоит вопрос в покрытии остановленных оборотных средств, которые не будут возвращены, как минимум, в течение ближайших двух месяцев. Но стоит отметить и тот факт, что еще до сложившейся ситуации в работе ФинТех компаний были сложности и вызовы. Так, к примеру, многие банки имея свое мобильное приложения, считают Финтех компаний своими конкурентами.
Сейчас в компании анализируют возможности системы, чтобы подать на лицензию необанка.
Параллельно, оперативным решением, чтобы обезопасить интересы пользователей, стала смена банка-эмитента. Теперь OSON работает с Алокабанком, удалось в экстренно срочном режиме подписать контракт и восстановить работу электронных денег OSON sum.
Что намерены делать
В прогрессивных странах финтех-компании независимы от банков так как есть возможность получения лицензии на указанные виды банковских услуг в виде открытия счетов и обслуживания по расчетам, или же возможность эмиссии карт
Примером необанка с банковской лицензией может служить британский Atom, пользующийся популярностью в Великобритании. Этот банк не имеет отделений. Его деятельность основана на работе мобильного приложения для iPhone или Android.
Американский Moven пользуется партнерским соглашением с банком CBW Bank (США). Услуги Moven доступны во многих странах мира, особенно востребованы в США, Канаде и Новой Зеландии.
WeBank - филиал китайского интернет-гиганта Tencent Holdings Ltd. - является первым в Китае онлайн-банком. MYbank стал вторым в стране цифровым игроком, получившим банковскую лицензию. MYbank предоставляет банковские услуги исключительно в цифровой среде.
Случай OSON с «Туркистон» банком стал тому доказательством и необходимость работать самостоятельно. В связи с этим в компании приняли решение подать лицензию на открытие собственного цифрового необанка. Наша цель заключается в создании продуктов для e-commerce , в предоставлении необходимых инструментов для финтех-стартапов в стране и в работе с розничным продуктом, необходимом рынку.
Таким образом, мы планируем создать готовую площадку для финтех-компаний со всеми востребованными и нужными для них продукта, инструментами и готовыми решениями.
Почему Необанк
Необанки - цифровые банки, работающие в режиме онлайн. В современном мире они день за днем набирают все большую популярность.
Сайт и мобильное приложение — их единственные «отделения». Физических фронт-офисов, предназначенных для работы с клиентами у них, как правило, нет. Почти всё взаимодействие с потребителями проходит удаленно.
Необанк будет построен с чистого листа на новых технологических платформах, в отличие от устаревшей инфраструктуры традиционных банков. Все это даст возможность создать современные банковские продукты, которые так необходиму рынку.
Вдобавок, за счет развитых технологий и минимизации инфраструктурных издержек, в необанке будет низкий уровень комиссий или вовсе их отсутствие, более высокий класс обслуживания и оперативная поддержка клиентов.
В среднем рассчитываем, что на открытие банка уйдет порядка 9 месяцев.
На данный момент такая лицензия на рынке Узбекистана имеется у Apelsin и Anorbank.
Что есть сейчас и что будет дальше
На сегодняшний день мы уже успели создать одно из решений - InterHub, ставший площадкой для онлайн-платежей многих компаний со всего мира. В дальнейшем мы планируем превратить его в единую платформу, где все, кто только начинает ФинТех стартап или Маркетплейс или даже необанк будет иметь возможность забрать нужные себе банковские и платежные сервисы.
Лицензия необанка даст возможность финтех-компании стать независимой, создавать новые банковские продукты, экспериментировать, а также повысит уровень безопасности и конфиденциальности идей и реализуемых продуктов. Клиентам розничных банковских продуктов мы предоставляем множество интересных услуг, начиная от привычных онлайн-платежей до кредитов с выгодной ставкой. Для B2B партнерства - финтех-компаний и агрегаторов услуг, платформа станет готовым инструментом и платежным решением с большим ассортиментов платежных сервисов, в частности, для e-commerce и API партнерства.
Данный бизнес кейс может быть показателем того, как компания потеряла 7 миллиардов на одном решении на одной бумажке.
Планы на будущее
Мы изменили эмитента – теперь им стал Aloqa Bank. А за счет собственных средств компания сумела защитить кошелек каждого пользователя.
Выводом замороженных средств занялась наша команда юристов: сейчас они консультируются с надзорными органами по поводу правомерности и законности действий банка. По сей день мы не получили ни одного внятного объяснения от “Туркистон” банка в рамках произошедшего.
Мы также направили регулятору и банку запрос на предоставление доступа нашим представителям к процессу ликвидации банка, а также список кредиторов для создания комиссии из их числа.
Удивительно в этой ситуации то, что председателем ликвидационной комиссии и членами комиссии назначены председатель “Туркистон” банка и их сотрудники, соответственно.
В связи с этим мы ищем ответ на вопрос о том, с какой целью и в связи с чем был выбран подобный состав ликвидационной комиссии, насколько результат их работы будет объективен и как руководство довело состояние банка до закрытия.
В связи со всем вышесказанным мы перед собой поставили задачу – будучи первой системой электронных денег отстаивать и контролировать правильность и успешность работы банков в отношении операций с электронными деньгами и всего рынка в целом, защищая пользователей от подобных случаев.
Мы также рассматриваем предложения о сотрудничестве и партнерстве с теми, кто также как и мы заинтересованы в создании крупнейшего и инновационного необанка в стране.