Несмотря на то, что на сегодняшний день во всем мире все только и говорят о гендерном равенстве, до сих пор, в том числе и в Узбекистане, сохраняется гендерный разрыв по зарплатам. Об этом рассказал старший экономит Всемирного банка (ВБ) по Центральной Азии Уильям Зейтц. Об исследовании рассказала российская ежедневная общественно-политическая газета с усиленным деловым блоком «Коммерсантъ».
Согласно приведённым данным, в Узбекистане разница в оплате труда мужчин и женщин достигает 39%. В Киргизии — 25%, в Казахстане — 22%. Такой внушительный разрыв в заработной плате назвали просто поразительным, ведь проблем с доступом к образованию у женщин в названных государствах нет.
Специалисты провели довольно интересный эксперимент, в котором приняли участие 4 500 человек. Всем им зачитывались «описания» 8 разных работников: продавца в магазине, сельхозрабочего, администратора, инженера-программиста, менеджера, врача, водителя такси и школьного учителя. У каждого были заданы случайные характеристики, включающие в себя возраст, пол и уровень зарплаты до вычета налогов. Респонденты, в свою очередь, должны были сказать своё мнение по поводу того, насколько справедливо оплачивается труд работника.
Итоги: когда речь шла о женщинах, то респонденты на 7% чаще, чем для мужчин на тех же позициях, оценивали оплату «справедливой». На 8% чаще считали, что им «немного переплачивают» и на 13% — что им переплачивают «значительно». В то же время, когда речь заходила о мужчинах, опрошенные на 34% чаще указывали на то, что тем «значительно недоплачивают».
Уильям Зейтц подчеркивает, что результаты данного вопроса наглядно демонстрируют явную и систематическую предвзятость в отношении ценности женского труда. Также отмечается, что «описания» тех самых работников ни в коем случае не были исчерпывающими, что позволяло респондентам самостоятельно их интерпретировать. Такой подход позволил выяснить, что именно так сильно снижает ценность женской работы.
Как оказалось, многие посчитали, что женщина может выйти замуж, уйти в декрет, или, например, предположения о том, что уровень ее образования недостаточно высок. Как признают в ВБ, исследование выявляет «закономерность, но не ее природу».
Уильям Зейтц подчеркивает, что в Киргизии и Казахстане норма «равная оплата равного труда» законодательно не закреплена, а в Узбекистане она была включена в трудовой кодекс только в конце прошлого года.
В Узбекистане существует гендерный разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами. Женщины зачастую получают меньшую заработную плату, чем их мужские коллеги, даже при выполнении той же работы и имея такие же навыки и квалификацию.
Этот разрыв в оплате труда связан с различными факторами, включая стереотипы о ролях и обязанностях мужчин и женщин в обществе, а также присутствие дискриминационных практик на рабочем месте. Часто женщины работают в отраслях с низкой оплатой, таких как сфера услуг и здравоохранение, в то время как мужчины занимают более высокооплачиваемые должности в промышленности и управлении.
Правительство Узбекистана признает необходимость устранения гендерного разрыва в оплате труда и предпринимает шаги для решения этой проблемы. В рамках национальной стратегии по достижению гендерного равенства были приняты меры по повышению осведомленности о проблеме, проведению обучения и тренингов для работодателей и работников, а также созданию рабочих групп для мониторинга и анализа ситуации.
Однако, несмотря на эти усилия, гендерный разрыв в оплате труда остается актуальной проблемой в Узбекистане. Для его решения необходимо продолжать работать над изменением стереотипов и дискриминационных практик, а также создавать равные возможности для мужчин и женщин на рынке труда.
В заключении говорится о том, что обществу жизненно необходимо бороться с предрассудками.