Учитывая недавний отчет Всемирного банка, в скором времени Центральная Азия столкнется с потенциальным дисбалансом между предложением и спросом на газ. Регион, который является крупным нетто-экспортером газа, в первую очередь в Китай, может испытывать трудности с удовлетворением как своего внутреннего пикового спроса, так и экспортных обязательств в Китай из-за быстро растущего спроса и стагнации добычи газа, особенно в Казахстане и Узбекистане.
Европейский и Центральноазиатский регион обладает потенциалом для преодоления своей зависимости от газа и угля, поскольку, изучая отчет Всемирного банка, 90% электростанций, работающих на угле, по прогнозам, будут выведены из эксплуатации к 2040 году. Однако это потребовало бы отмены субсидий на ископаемое топливо, введения субсидий на возобновляемые источники энергии и повышения тарифов на выбросы углекислого газа.
В докладе, озаглавленном "Достижение углеродной нейтральности к 2060 году: устойчивое энергетическое будущее Европы и Центральной Азии", излагаются пути перехода к возобновляемым источникам энергии и преодоления зависимости от ископаемого топлива в странах Европы и Центральной Азии, в том числе с формирующимися рынками. В нем содержится анализ, который поможет правительствам развивающихся стран региона определить приоритетные политические меры и инвестиции, необходимые для перевода энергетических систем на углеродно-нейтральные виды топлива к 2060 году в соответствии с усилиями по ограничению глобального потепления до уровня ниже 2 градусов Цельсия.
Согласно отчету, угля в Казахстане и устранение возникающего разрыва между спросом и предложением в Узбекистане, а также удовлетворение растущего спроса по всей Центральной Азии могут быть достигнуты за счет расширения региональной торговли газом и увеличения импорта из Туркменистана.
Чарльз Кормье, региональный директор Всемирного банка по инфраструктуре в Европе и Центральной Азии, подчеркнул актуальность ситуации:
"Анализ, приведенный в нашем отчете, определяет наименее затратные способы выполнения странами Европы и Центральной Азии своих глобальных обязательств, смоделированные нашим исследованием. Наше моделирование показывает, что доля экологически чистой энергии в этом регионе может увеличиться с 9% сегодня до 75% к 2060 году. Это будет возможно только в том случае, если страны возьмут на себя твердые обязательства и осуществят целенаправленные меры и инвестиции", — отметил эксперт.
Девять стран региона ЕЦА взяли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности, причем пять из них — Армения, Болгария, Хорватия, Кыргызстан и Румыния — стремятся к углеродной нейтральности к 2050 году, а одна страна, Турция, нацелена на 2053 год. Казахстан, Россия и Украина поставили перед собой более отдаленную цель - 2060 год. Четырнадцать стран региона еще не приняли национальных обязательств по достижению нулевого баланса выбросов.
Чтобы достичь углеродной нейтральности к 2060 году, энергетическим системам во всем регионе ЕЦА необходимо достичь нулевого баланса выбросов к 2040 году, коммерческим зданиям — к 2050 году, жилым зданиям — к 2055 году, а промышленному и транспортному секторам, где добиться сокращения выбросов сложнее, вероятно, все еще потребуется использовать технологии удаления углерода в 2060 году для обезуглероживания.
В докладе Всемирного банка предупреждается, что сохранение субсидий на ископаемое топливо, которые в некоторых странах региона являются одними из крупнейших в мире, может негативно сказаться на энергетической безопасности региона, помешать построению устойчивого энергетического будущего, способствовать расточительному потреблению энергии и отвлекать средства, необходимые для критического повышения энергоэффективности и возобновляемых источников энергии. развитие энергетики.
Для достижения сценария углеродной нейтральности к 2060 году требуются инвестиции в размере 4,7 трлн долларов (3,9% регионального ВВП), причем большая часть этих средств поступает из частного сектора. По сравнению с траекторией развития, предполагающей использование ископаемого топлива, дополнительные инвестиции, необходимые для перехода на энергетику, составляют 872 миллиарда долларов.