В первой половине 2025 года флагман автомобильной промышленности Узбекистана, компания UzAuto Motors, зафиксировала заметное сокращение финансовых показателей. Чистая прибыль предприятия составила 1,38 триллиона сумов, что на 27,5% ниже показателя аналогичного периода предыдущего года, когда прибыль достигала 1,91 триллиона сумов. Одновременно с этим наблюдается и снижение совокупных доходов компании на 9,5%, которые упали с 23,4 до 21,2 триллиона сумов.
Несмотря на общее снижение себестоимости произведенной продукции на 6,4% до уровня 17,8 триллиона сумов, рентабельность продаж компании продемонстрировала отрицательную динамику, сократившись с 8,2% до 6,5%. Это свидетельствует о возрастающем давлении на маржинальность бизнеса в текущих рыночных условиях.
Тем не менее, анализ квартальных данных показывает признаки стабилизации. Если в первом квартале текущего года прибыль сократилась практически вдвое по сравнению с прошлым годом - с 1,3 триллиона до 637 миллиардов сумов, то второй квартал ознаменовался ростом. В период с апреля по июнь компания смогла увеличить прибыль с 619 миллиардов до 759 миллиардов сумов. Ряд аналитиков рынка связывают такую положительную динамику с изменением государственной политики: с 1 мая 2025 года в республике произошло резкое увеличение утилизационного сбора на импортируемые электромобили. Эта мера, по всей видимости, стимулировала потребительский интерес к автомобилям местного производства.
Ситуация на внутреннем рынке также отражает новые вызовы для UzAuto Motors. За первые пять месяцев 2025 года общие продажи семи автопроизводителей, представленных в Узбекистане, достигли 135 922 единиц, что на 22,5 тысячи меньше, чем за тот же период в 2024 году. Основное сокращение пришлось на долю Chevrolet, чьи продажи упали со 142 891 до 111 830 автомобилей. В результате доминирующее положение UzAuto Motors на рынке несколько ослабло: доля компании сократилась с 90,2% до 82,2%.
Снижение рыночной доли можно объяснить комплексом факторов. Во-первых, на автомобильном рынке Узбекистана отчетливо прослеживается усиление конкурентной борьбы. Зарубежные бренды активно наращивают свое присутствие: продажи Kia за январь-май выросли на 56%, китайский гигант BYD показал рост на 39%, Chery - на 14%, а реализация автомобилей Haval увеличилась почти в четыре раза. Потенциальный покупатель, ранее рассматривавший условный Chevrolet Tracker, теперь все чаще обращает внимание на альтернативные предложения, такие как Kia Sonet.
Во-вторых, меняются и сами потребительские предпочтения, что во многом обусловлено ситуацией на рынке энергоносителей. Рост цен на метан, нестабильность стоимости пропана и традиционно дорогой бензин заставляют часть покупателей переориентироваться на более экономичные гибридные и полностью электрические автомобили. На этом фоне растет популярность таких моделей, как BYD Song Plus Champion и BYD Chazor.
В-третьих, происходит постепенное насыщение рынка, что влияет на ценообразование на вторичном сегменте. Автомобиль все реже рассматривается в качестве высокодоходного инвестиционного актива, как это было ранее. Вследствие этого потенциальные покупатели предпочитают направлять свободные средства в другие сферы, что также сказывается на общем объеме продаж новых машин.
Завод UzAuto Motors в городе Асака, изначально созданный в партнерстве с корейской Daewoo, является одним из крупнейших автомобильных производств в Центральной Азии. Его проектная мощность позволяет выпускать сотни тысяч автомобилей в год, которые поставляются как на внутренний рынок, так и на экспорт в страны ближнего зарубежья.