Процесс передачи государственных банковских активов в Узбекистане в частные руки столкнулся с серьезными трудностями, ключевой из которых является фактическое отсутствие покупателей. Эту проблему в недавнем интервью для подкаста Lolazor озвучил Одилбек Исаков, ранее занимавший пост заместителя министра финансов. Он утверждает, что геополитическая обстановка в регионе, в частности конфликт в Украине, значительно охладила интерес международных инвесторов к приобретению стратегических активов в Центральной Азии.
«Банки не продаются. У этого есть свои причины. Например, война между Россией и Украиной снизила интерес инвесторов к нашему региону – особенно к покупке стратегических активов», – пояснил финансист, отвечая на вопрос экономиста Отабека Бакирова о возможном замедлении процесса трансформации госбанков.
Кроме того, Исаков указал на изменение глобальной стратегии в финансовом секторе. Если раньше иностранные банковские группы активно выходили на развивающиеся рынки через покупку местных игроков, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Крупные финансовые институты уходят с рынков, которые они считают малозначительными для своего основного бизнеса. «Сейчас такой период, когда крупные банки не покупают банки поменьше на новых рынках. Покупателей очень мало и кому угодно банк не продашь», – подчеркнул он.
Для успешной трансформации и подготовки к приватизации, по мнению Исакова, государственные банки должны сосредоточиться на трех ключевых показателях эффективности (KPI). Во–первых, это достижение уровня рентабельности, превышающего темпы инфляции. Во–вторых, необходимо кардинальное сокращение доли проблемных кредитов в портфелях. В–третьих, поддержание коэффициента достаточности капитала на стабильном уровне в 15–16%. Он добавил, что даже при участии в государственных программах, банки обязаны активно развивать коммерческое направление своей деятельности.
Исаков выразил убеждение, что доминирование государства в банковском секторе, достигающее 80–90%, является неэффективным. «Во многих странах, включая Казахстан, существуют 1–2 банка развития… Постановлением закреплены три госбанка, которые останутся у государства: НБУ, „Микрокредитбанк“ и „Агробанк“. Остальные банки нужно приватизировать», – заявил он. Среди возможных механизмов он назвал первичное публичное размещение акций (IPO) или прямую продажу активов местным инвесторам. Также он отметил, что для банковского сектора страны настало время консолидации, в рамках которой банки будут объединяться для увеличения масштаба своей деятельности.
Между тем, Министерство экономики и финансов не ожидает завершения приватизации четырех крупных госбанков до конца 2025 года. Согласно планам ведомства, финальный этап приватизации «Узпромстройбанка» намечен на 2025–2026 годы. Продажа государственных долей в «Асакабанке», «Алокабанке» и «Туронбанке» ожидается в период с 2026 по 2027 годы.
При этом продажа таких банков, как НБУ, «Агробанк», «Микрокредитбанк», «Народный банк» и «Банк развития бизнеса», не планируется в стратегии на 2026–2028 годы. В министерстве пояснили, что сохранение государственной доли в этих пяти структурах необходимо для обеспечения доступа населения к финансовым услугам, поддержки инвестиционных проектов и расширения географического охвата банковской сети.
Одилбек Исаков, 1981 года рождения, является выпускником Университета мировой экономики и дипломатии и имеет степень магистра финансов бизнес–школы Стратклайда (Великобритания), а также квалификацию Chartered Financial Analyst (CFA). Его карьера включает 12 лет работы в инвестиционном банке HSBC, где он специализировался на развивающихся рынках и дошел до должности директора управления по работе с клиентами на рынке долгового капитала. С 2019 по 2023 год занимал пост заместителя министра финансов. В настоящее время, согласно его профилю в LinkedIn, он является генеральным директором и соучредителем консультативной фирмы Infrasia Capital.
По состоянию на 2024-2025 годы, доля государства в совокупных активах банковской системы Узбекистана оставалась одной из самых высоких в регионе СНГ, превышая 75%. Это значительно выше, чем в соседнем Казахстане, где после масштабной приватизации доля государства в банковском секторе существенно ниже.