Правительственная инициатива по обнулению налога на добавленную стоимость (НДС) для производителей сельскохозяйственной продукции, запланированная к вступлению в силу с 2026 года, вызвала оживленную дискуссию в экспертных и деловых кругах Узбекистана. Решение, которое затронет почти 50 тысяч фермерских и дехканских хозяйств, призвано, по замыслу властей, стимулировать выход сектора из «тени» и существенно повысить его доходность. Тем не менее, ряд экономистов предупреждает о возможных негативных последствиях реформы для всей производственно-сбытовой цепочки.
Согласно заявлению министра сельского хозяйства Иброхима Абдурахманова, отмена НДС для реализованных овощей, фруктов, мяса, молока и другой аграрной продукции, за исключением хлопка-сырца и зерна, может более чем вдвое увеличить рентабельность фермеров - с нынешних 5-7% до 15%. Председатель Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов уточнил, что для хлопка и зерна сохраняется особый режим ввиду функционирования кластерной системы, которая охватывает весь цикл от поля до переработки. По его словам, для производителей других культур невозможность зачета НДС создавала серьезные препятствия для легальной работы.
Однако с фундаментальной критикой предложенного механизма выступил экономист Юлий Юсупов. Он утверждает, что подобная мера не принесет выгоды ни фермерам, ни конечным потребителям. Ключевая проблема, по его мнению, заключается в разрыве целостности системы НДС. Налог на добавленную стоимость устроен таким образом, что каждый участник цепочки платит его только со своей добавленной стоимости, получая зачет налога, уплаченного его поставщиками.
«Если нулевая ставка предоставляется только фермерам, а для розничной торговли и предприятий общественного питания сохраняется стандартная, то НДС все равно будет уплачен в бюджет, и цена для покупателя либо не изменится, либо даже возрастет», - поясняет Юсупов.
Возможны два сценария развития событий. В первом случае, если отпускные цены фермеров останутся на прежнем уровне, то розничные сети и рестораны, лишившись права на зачет «входящего» НДС, будут вынуждены включить эту сумму в конечную стоимость своих товаров и услуг для компенсации издержек. Во втором сценарии, оптовые покупатели, такие как ритейл и общепит, могут начать требовать от фермеров снижения цен на сумму, эквивалентную теряемому зачету. Это приведет к тому, что спрос на продукцию без НДС упадет, и финансовое положение аграриев не улучшится.
Юсупов также обращает внимание на то, что у фермеров возникает теоретическое право на возмещение ранее уплаченного НДС на приобретенные ресурсы - топливо, удобрения, технику. Но он выражает скепсис относительно практической реализации этого права, указывая на возможные бюрократические препятствия со стороны Налогового комитета. Таким образом, налог, уплаченный поставщиками ресурсов для аграриев, не будет принят к зачету никем в дальнейшей цепочке, что фактически увеличит общую налоговую нагрузку на конечный продукт. В качестве альтернативы экономист предлагает вводить пониженные или нулевые ставки НДС на всю продовольственную группу товаров по всей цепочке, от поля до прилавка.
Позицию Юсупова косвенно подтверждают и представители бизнеса. Так, председатель наблюдательного совета BMB Holding Бекзод Маматкулов ранее называл 12%-ный НДС главной нагрузкой в сельском хозяйстве и указывал на вынужденную работу с наличными. «Мы закупаем около 90% сельхозпродукции официально, через банковские счета. Но оставшиеся 10% - за наличные, потому что иначе с фермерами работать невозможно... документы нам не дают», - подчеркивал предприниматель. Это означает, что переработчики и экспортеры уже сейчас не могут получить зачет НДС по значительной части сырья.
В свою очередь, глава Налогового комитета Шерзод Кудбиев выступил против идеи снижения ставки, аргументируя это и без того низкой налоговой нагрузкой в агросекторе. По его мнению, корень проблемы лежит не в ставке налога, а в высоком уровне теневого оборота. «Крупные игроки на рынке должны призывать мелких работать в белую. Если вы честно работаете, то, возможно, маржинальность уменьшится, но жизнь станет легче», - заявил Кудбиев, предложив создать рабочую группу для решения проблем с механизмами зачета, а не менять налоговые ставки.
Предстоящая реформа ставит перед агросектором Узбекистана сложные вопросы. Пока одни ожидают от нее детенизации и роста доходов, другие прогнозируют разрыв экономических связей и возможное удорожание продуктов для населения.
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики Узбекистана, обеспечивая занятость для более чем четверти трудоспособного населения страны и формируя около 25% ВВП.