Согласно его оценкам, значительная часть этого товарного потока не оседает на внутреннем рынке Узбекистана. Брукс утверждает, что наблюдаемый скачок объясняется использованием Центральной Азии в качестве транзитного коридора для поставок, конечным пунктом назначения которых является Российская Федерация. Этот механизм позволяет обходить торговые ограничения, введенные западными странами.
«В этом году объемы транзитных поставок Китая через Центральную Азию значительно выросли, несмотря на то, что его прямой экспорт в Россию упал. Таким образом, больше транзитных поставок, меньше прямой торговли», - отмечает Брукс в своих публикациях. Аналитик регулярно отслеживает подобные аномалии в торговой статистике стран региона, указывая на то, что резкий рост импорта не коррелирует с внутренним спросом.

Эта тенденция не является новой. Еще в предыдущих аналитических работах Брукс и его коллеги указывали на формирование новых логистических цепочек через страны Центральной Азии и Кавказа после 2022 года. По их мнению, рост косвенных поставок компенсирует как минимум половину падения прямого экспорта из западных стран в Россию. Данные свидетельствуют о стратегической перестройке торговых маршрутов в Евразии, где Узбекистан начинает играть все более заметную роль логистического хаба.
Важным проектом, способным еще больше усилить транзитную роль региона, является строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Этот маршрут не только сократит путь доставки грузов из Китая в страны Ближнего Востока и Южной Европы почти на 900 километров, но и может стать ключевым звеном в сухопутных коридорах, альтернативных традиционным морским путям.