В следующем году жителям республики предстоит столкнуться с очередным пересмотром цен на коммунальные услуги. О грядущих изменениях в платежках за горячее водоснабжение и отопление стало известно из официального заявления руководства профильного ведомства. Председатель правления акционерного общества «Иссикликтаъминоти» Илхом Тураев подтвердил планы по повышению тарифов, выступая в видеообращении, которое во вторник распространило Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевым фактором, толкающим цены вверх, названа экономическая цепная реакция: удорожание первичных энергоресурсов неизбежно влечет за собой рост себестоимости конечного продукта. По словам Тураева, тарифная сетка пересматривается не просто так, а вследствие увеличения расценок на три базовых компонента, необходимых для генерации тепла, - природного газа, электроэнергии и питьевой воды.
«Когда их цена растет, мы вынуждены пересматривать и наши тарифы», - констатировал глава «Иссикликтаъминоти». При этом он особо отметил, что разрабатываемые меры предполагают такой подход, при котором население ощущало бы «минимальную нагрузку» от нововведений, хотя конкретные цифры или проценты предполагаемого роста в ходе выступления озвучены не были.
Ситуация в секторе теплоснабжения Узбекистана остается сложной из-за высокой зависимости от государственных вливаний. Как следует из представленных данных, отрасль функционирует в условиях, когда реальная стоимость производства тепла значительно превышает суммы, которые видят потребители в своих квитанциях. Илхом Тураев привел конкретные расчеты: на сегодняшний день средняя себестоимость выработки одной гигакалории тепловой энергии в регионах достигает 500 000 сумов. Однако конечный потребитель оплачивает лишь малую часть этой суммы. Разница колоссальная - от 75 до 80 процентов расходов покрывается за счет государственного бюджета в форме прямых субсидий.
«Это поддержка, чтобы люди не испытывали трудностей», - пояснил Тураев, добавив, что такая модель не может существовать вечно. Перед предприятиями отрасли поставлена амбициозная и жесткая задача: максимально снизить производственные издержки и поэтапно выйти из системы государственного субсидирования.
Переход к рыночному ценообразованию будет постепенным, но необратимым. «Да, для населения тариф тоже повысится, определенная нагрузка ляжет и на людей. Но первоочередная задача наших предприятий - снижение себестоимости производства», - подчеркнул председатель правления.
Согласно правительственным прогнозам, процесс отказа от дотаций растянется на несколько лет. В бюджете на 2026 год на покрытие разницы в тарифах теплоснабжения все еще предусмотрена внушительная сумма в размере 4,2 трлн сумов. Более того, в 2027 году объем субсидирования, как ожидается, даже вырастет до 4,7 трлн сумов. Однако долгосрочная стратегия властей предполагает полный отказ от бюджетной подпитки сектора горячего водоснабжения и отопления к 2030 году. К этому сроку отрасль должна выйти на самоокупаемость, что подразумевает установление тарифов, полностью покрывающих расходы поставщиков тепла.
Централизованная система отопления Ташкента является одной из самых масштабных инженерных сетей на постсоветском пространстве, однако значительная часть её инфраструктуры была проложена еще в 1960–70-х годах, что приводит к потерям тепла при транспортировке до 30-40%, что и является одной из причин высокой себестоимости гигакалории, о которой говорят чиновники.