Министерство экономики и финансов представило обновленные параметры бюджетной политики, которые задают тон экономическому развитию республики на вторую половину текущего десятилетия. В центре внимания ведомства находится амбициозная задача: обеспечение роста заработных плат работников бюджетной сферы, а также пенсий и социальных пособий темпами, опережающими официальные показатели инфляции вплоть до 2030 года. Данный вектор закреплен в бюджетном послании на 2026 год, опубликованном накануне.
Согласно обнародованным документам, правительство намерено придерживаться жесткой, но социально ориентированной фискальной стратегии. Основной вызов ближайших лет заключается в балансировке растущих социальных обязательств и необходимости снижения зависимости Пенсионного фонда от прямых вливаний из государственной казны.
Анализ прогнозных показателей на 2026 год свидетельствует о том, что Пенсионный фонд начнет финансовый год с остатком средств в размере 3,9 трлн сумов. Ожидается, что собственные доходы фонда составят 64,7 трлн сумов, тогда как расходная часть запланирована на уровне 86,1 трлн сумов. Образовавшийся разрыв, как и в предыдущие годы, будет покрыт за счет трансфертов из республиканского бюджета. В 2026 году сумма дотаций достигнет 23 трлн сумов, что на 13,8% превышает показатели текущего года.
Однако уже с 2027 года финансовые власти планируют переломить этот тренд. Ожидается поэтапное сокращение бюджетных вливаний в пенсионную систему. Если в 2027 году размер трансферта прогнозируется на уровне 20 трлн сумов, то к 2028 году он должен снизиться до 18 трлн сумов. Это станет возможным благодаря реализации комплексной пенсионной реформы, контуры которой прорабатываются правительством. При этом доходы фонда, по расчетам экономистов, будут расти: в 2027 году они составят 75 трлн сумов, а в 2028 году - 87,8 трлн сумов. Расходная часть также увеличится и перешагнет порог в 100 трлн сумов к 2028 году.
Демографический фактор играет ключевую роль в формировании этой повестки. Статистика показывает неуклонный рост числа получателей пенсий. В ближайшие три года ряды пенсионеров в Узбекистане пополнят 489 тысяч граждан, и их общее количество достигнет отметки в 4,76 миллиона человек. Ежегодно пенсионного возраста достигают все больше людей: если в 2025 году это 305 тысяч человек, то в 2028 году ожидается уже 321 тысяча, что означает прирост на 5,1%.
Нагрузка на бюджет остается существенной. Специалисты Минэкономфина приводят конкретные расчеты «цены» социальных решений. Так, повышение заработных плат бюджетников всего на один процентный пункт требует выделения дополнительных 1,67 трлн сумов в год. Аналогичная индексация пенсий обходится казне в 861 млрд сумов. Расширение охвата семей социальными пособиями на 10% увеличивает расходы почти на 1,6 трлн сумов.
Интересно отметить расхождение текущих цифр с фискальной стратегией, презентованной летом. В июльском документе прогнозировалось, что трансферты в 2028 году составят 26 трлн сумов, однако актуализированный прогноз снизил эту планку до 18 трлн. Эксперты связывают такую корректировку с ожидаемым экономическим эффектом от готовящейся пенсионной реформы.
Работа над реформированием системы началась еще в сентябре 2024 года, когда Кабинет министров утвердил состав специальной рабочей группы. Руководство процессом было возложено на вице-премьера Джамшида Кучкарова. Группе было поручено детально изучить проблемы действующей модели и подготовить проект концепции реформы, который должен был поступить в Администрацию президента до 1 марта 2025 года.
Необходимость изменений диктуется не только внутренними расчетами, но и рекомендациями международных финансовых институтов. Международный валютный фонд (МВФ) неоднократно указывал на дисбаланс в пенсионной системе Узбекистана. За последнее десятилетие доходы фонда выросли в 3,4 раза, в то время как расходы подскочили в 5 раз. Практика покрытия дефицита за счет госбюджета стала постоянной с 2020 года. Если в 2022 году трансферт составлял 11 трлн сумов (четверть расходов), то к 2030 году при сохранении текущих параметров он мог бы вырасти до 38 трлн сумов.
Представители МВФ, в частности, рекомендовали рассмотреть вопрос повышения пенсионного возраста, который в Узбекистане (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) остается одним из самых низких в мире. Также предлагалось внедрить механизмы автоматической индексации выплат на уровень инфляции.
Впрочем, официальные лица Узбекистана подходят к вопросу возраста с осторожностью. В Пенсионном фонде ранее заявляли, что окончательного решения по повышению возрастного ценза не принято. Все предложения международных экспертов проходят тщательный анализ на предмет их соответствия социальным реалиям страны и возможного влияния на уровень жизни населения. Власти ищут баланс между экономической эффективностью и социальной стабильностью, стараясь избежать шоковых сценариев для граждан.
Узбекистан остается одной из немногих стран на постсоветском пространстве, сохранившей советский стандарт пенсионного возраста (60/55 лет), тогда как большинство соседей по региону, включая Казахстан и Азербайджан, уже поэтапно повысили этот порог до 63-65 лет.