В экспертном сообществе активно обсуждаются новые данные, представленные специалистами Института экономики Российской академии наук. Согласно опубликованному анализу, положительный эффект от масштабной пенсионной реформы, запущенной в России в 2018 году, оказался гораздо более краткосрочным, чем предполагалось изначально правительственными прогнозами.
Основной целью повышения возраста выхода на пенсию, как известно, декларировалось сдерживание роста численности пенсионеров для балансировки бюджета. Однако текущие расчеты показывают, что возрастная структура населения внесла свои жесткие коррективы в эти планы. Решение, которое подавалось как долгосрочная стратегия, на поверку оказалось временной мерой, лишь ненадолго отсрочившей наступление демографических проблем.
Особую тревогу аналитиков вызывают показатели демографической нагрузки на экономику. По прогнозам ученых, начиная с текущего 2025 года и вплоть до 2045 года, коэффициент нагрузки пожилыми людьми будет неуклонно расти. Если сейчас этот показатель составляет 37,1%, то через два десятилетия он достигнет критической отметки в 51,2%. Примечательно, что именно на этом уровне коэффициент находился в 2018 году — в момент, когда было принято волевое решение о повышении пенсионного возраста. Фактически, страна возвращается к исходной точке напряжения, но уже с исчерпанным ресурсом для маневра через повышение возрастного ценза.
Эти выводы российских экономистов приобретают особую значимость для Узбекистана. В настоящее время Ташкент находится под пристальным вниманием международных финансовых структур. Представители Международного валютного фонда неоднократно озвучивали рекомендации для правительства Узбекистана касательно необходимости пересмотра параметров пенсионной системы, включая повышение пенсионного возраста. Опыт северного соседа наглядно демонстрирует, что механическое изменение возрастных границ без учета глубинных демографических волн может не дать ожидаемого долгосрочного экономического эффекта, а лишь временно замаскировать структурные дисбалансы.