В Узбекистане слова сотрудника АО «O‘zbekiston Temir Yo‘llari» разгневали пользователей соцсетей

В Узбекистане слова сотрудника АО «O‘zbekiston Temir Yo‘llari» разгневали пользователей соцсетей
В транспортном секторе республики разгорелась острая полемика. Катализатором дискуссии стали заявления руководства АО «O‘zbekiston Temir Yo‘llari», сделанные в ходе пресс-конференции, посвященной ценообразованию на пассажирские перевозки. Первый заместитель председателя правления Хикматулла Рахметов выдвинул тезис о том, что действующие тарифы на высокоскоростные поезда «Афросиаб» являются «преступно заниженными» и субсидируются компанией, что якобы делает их беспрецедентно доступными по сравнению с международными стандартами.

В попытке обосновать необходимость переоценки стоимости проезда, Рахметов апеллировал к опыту Китайской Народной Республики. По утверждению чиновника, стоимость билета на скоростной поезд в КНР достигает 400 долларов США. Однако данный аргумент вызвал скепсис у отраслевых аналитиков, которые провели детальный фактчекинг озвученных данных.

Изучение тарификации на эталонном китайском маршруте Пекин - Шанхай (1318 км) показывает существенное расхождение с цифрами, озвученными представителем «O‘zbekiston Temir Yo‘llari». Поезда, преодолевающие это расстояние за 4 часа 18 минут со скоростью 350 км/ч, предлагают билеты второго класса по цене 80-90 долларов. Даже бизнес-класс обходится пассажиру примерно в 250 долларов. Сумма в 400 долларов, вероятно, относится к эксклюзивному VIP-сегменту, использование которого в качестве базового ориентира для массовых перевозок в Узбекистане эксперты называют методологически некорректным.

Ситуация получила развитие в ходе диалога с журналистом издания Kun.uz. Представитель прессы отметил, что лично преодолел в Китае 2000 км за 50 долларов на скорости 300 км/ч. В ответ Хикматулла Рахметов парировал: «Это вы в экономе ездили!», фактически подтвердив, что сравнение узбекских тарифов проводилось с премиальными китайскими сервисами, что искажает реальную картину доступности для рядовых граждан.

Экономисты указывают на важность расчета удельной стоимости пути. Маршрут Ташкент - Самарканд (340 км) «Афросиаб» проходит более чем за два часа при цене эконом-класса около 22 долларов. Это составляет примерно 0,06 доллара за километр. Китайские тарифы на дальние расстояния варьируются в пределах 0,04-0,06 доллара за км. При более низкой средней скорости (230 км/ч против 350 км/ч) узбекский пассажир платит сопоставимую или большую цену за километр пути.

Более того, сравнение абсолютных цен без учета доходов населения является манипулятивным. Средняя зарплата в мегаполисах КНР превышает 1500-2000 долларов, и билет эконом-класса составляет 4-5% от дохода. В Узбекистане же стоимость билета на «Афросиаб» может достигать 10-15% от месячного заработка бюджетника в регионах. Следовательно, финансовая нагрузка на узбекского пассажира кратно выше.

Критики также обращают внимание на фундаментальные различия в инфраструктуре. Китайская сеть HSR (High-Speed Rail) использует выделенные пути, исключающие появление грузовых составов, что гарантирует пунктуальность и безопасность. В Узбекистане скоростные поезда делят полотно с грузовыми и локальными составами, что ограничивает потенциал скорости.

Другой острой проблемой остается хронический дефицит билетов. В отличие от Китая, где интервал движения составляет 15-20 минут, в Узбекистане билеты исчезают за месяц до отправления. Это порождает теневой рынок, с которым вынуждены бороться сотрудники правопорядка, однако проблема перекупщиков остается актуальной. Заявления об убыточности перевозок при 100% загрузке вызывают вопросы к эффективности менеджмента монополиста.

Пытаясь сместить фокус с высоких цен на «Афросиаб», руководство АО привело в пример маршрут Андижан - Кунград (1650 км), где билет стоит менее 15 долларов. Однако эксперты расценили сравнение современного скоростного транспорта с поездом, идущим 27 часов в вагонах старого образца без кондиционирования, как признание технологического разрыва. Наличие дешевой, но морально устаревшей альтернативы не может служить оправданием ценовой политики на флагманских направлениях.



Финальным аргументом скептиков является отсутствие прозрачности в формировании себестоимости. Компания не предоставляет детализированных отчетов, позволяющих отделить реальные эксплуатационные расходы от содержания административного аппарата. Без независимого аудита ссылки на «дорогой международный опыт» выглядят как попытка оправдать внутреннюю операционную неэффективность.

В Японии, стране с одной из самых развитых железнодорожных сетей, действует правило: если скоростной поезд «Синкансэн» опаздывает более чем на один час, компания-оператор обязана вернуть пассажиру полную стоимость билета, в то время как в правилах перевозок Узбекистана механизм компенсаций за задержки носит сложный бюрократический характер и редко применяется на практике.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Соня
    Во вторник в 08:26
    За 400 долларов некоторые авиа компании предлагают авиа билет туда-обратно из европейской станы до США.
  2. Шерзод
    В понедельник в 14:41
    Расформировать Управления УТЙ, отдать в правильные руки!
  3. Незнайка
    В понедельник в 11:30
    Стоит рассмотреть вопрос лишения монополии Темир йуллари, путем разрешения другим компаниям перевозить пассажиров в стране и за рубежом (РЖД и др), как это обстоит с "ВПС" - воздушные пути сообщения😂😂😂. Эффективность использования жел дор путей повысится во много раз.
  4. Гость
    В понедельник в 09:22
    400 баксов, да вы че? за такие деньги можно спокойно можно всей семьей доехать к себе на родину на Воркуту и навсегда. Иш ты.
    1. Гость
      В понедельник в 18:43
      Гость, Петя если навсегда то сделают скидочку.
  5. Алим
    В понедельник в 07:56
    В Китае за карупцию смертная казнь возьмите в пример. Не по тому равняетесь до экономики Китая нам лет 100 надо. А с такими министрами и замоми и т.п. вообще лет 300. Жадность и тупость, вот что губит Узбекистан.
  6. Абдулла
    В понедельник в 06:09
    Вы пользовались поездом Ташкент Андижан или Фергана Это кошмар каменный век Не передать словами. Бардак грязь вонь
    1. Rano
      В понедельник в 19:27
      Абдулла,
      Bila ya v etom poezde do Andijana i obratno.Takuyu zakatila.za shest sekund tualet vimali hlorkoy i konder vklyucili.
  7. Жохонгир Обидович
    В понедельник в 03:38
    Когда билеты на поезд дорогие, столицу оставят в покое визитеры из регионов
    1. Абдулла
      В понедельник в 06:07
      Жохонгир Обидович,
      Столичный Павлин Девушку одну оштрафовали не так давно так что поосторожней с выражениями
    2. Кочевник
      В понедельник в 09:18
      Жохонгир Обидович,
      Так уж вышло, что все налоговые сборы идут сперва в Ташкент. И оттуда деньги распределяются дальше....
      Если бы регионам дали возможность, хотя бы часть этих сборов распределять внутри своего региона - там бы тоже развилась инфраструктура и рабочие места с нормальной з/п.
      А так как основные денежные массы в столице, то неизбежно, что сюда будут стремиться все.
      И кстати: как граждане нашей страны, они имеют полное право сюда приезжать! Единственно, я бы добавил, что бы все жители и гости столицы, вели себя адекватно!
  8. Саид
    В понедельник в 02:06
    Нужно проверить, сколько он получает зарплату, и чем за эти деньжища занимается на работе. Оправдывает ли его деятельность его зарплату, и всё будет ясно.
  9. Рассел
    В понедельник в 00:30
    400 долларов - это примерно 5 миллионов. И кто будет кататься? За такие деньги нужно строить отдельную трассу тогда.
  10. Кимоарикилу
    В воскресенье в 21:38
    Когда надо поднять тарифы на всё и вся, сразу ссылаются на развитые за бугорные страны, при этом резко забывая, что ввп в этих странх, на душу человеков ~ $40000 - 60000. В том же китае с населением ~1200000000 чел. ~ $13500; в узбекистане с населением ~ 32000000 чел. ~ $3200. Установленная суточная прожиточная норма (мин. на потреб. товары и услуги) на 1 чел. ~ $2, которой должно хватить на всё, в том числе и на проезд.
    Уровень некомпетентности чиновников, их неуёмное желание повесить лапшу на уши простым людям зашкаливает.
  11. Аваз
    В воскресенье в 18:02
    Почему он не говорит о других маршрутах. Например Ташкент- Ходжикент. Там всё хорошо наверное. Днём в одном вагоне по три- четыре человека. Вот это убытка и это все отражается общем пассажира перевозках.
  12. Stels777
    В воскресенье в 17:36
    В Узбекистане еще не прошли, совковые методы обдирания народа,не понимаю,как так,что за месяц вперед,нет на поезда билетов,на самолеты тоже, не все лады,у нас в Казахстане тоже не все хорошо,но такого,давно уже нет.Сидя в кафе или дома,спокойно у нас покупается билет,в любое направление,главное,что бы работал интернет и денги на счету было,остальное дело двух минут.Просто в конце лето был(конце августа)был у вас в гостях,благо у меня был билет в обе стороны на самолет,но по разговору с людми понял,что билетов совсем нет,а на вопрос,как будете добираться до Ташкента,ответили,на такси,это из Нукуса в Ташкент,12-13часов на Кобальте или Нексии,без кондиционера,это как понимать,а за бортом темпиратура была +42!!!
    1. Алла
      В воскресенье в 21:44
      Stels777,
      Это какие такие методы обдирания народа?Да раньше все копейки стоило.
    2. Гость
      Вчера в 08:16
      Stels777,
      В совковый как вы выразились период, оплата проезда копейки стоил. Если не знаете, лучше молчите, умнее покажетесь
  13. Баха
    В воскресенье в 16:35
    Им только деньги содрать от народа
  14. Зико
    В воскресенье в 15:20
    Им пора на пенсию их поезд давно ушёл,а они держатся у власти,их время прошло,дайте дорогу молодым образованным амбициозным кадрам во всех сферах гос.управления,ой как хотелось как в Китае за коррупцию смертную казнь ввести.Всё для граждан и в интересах народа должно быть,а не для чиновников.
  15. Genezone
    В воскресенье в 14:55
    Ой, да пусть поднимает.Народ окончательно убежит на такси и маршрутки. Или этот первый заместитель младшего дворника думает, что за счёт туристов выедет? Пусть почитает их отзывы в сети.
  16. Вaтный Хоxол
    В воскресенье в 13:20
    М-да уж...
    Страна всё ещё не отошла от плановой экономики.
    Знали бы вы тут поднявшие визг, сколько проектов по стране спонсирует железная дорога; а ведь это не их функция.
    Вот и получается, что сверху идут приказы а где деньги брать сверху не говорят.
    Такая же ситуация с Узбекистан Хаво Йуллари.
    1. Алла
      В воскресенье в 21:46
      Вaтный Хоxол,
      При плановой экономике цены на транспорт были такие дешёвые,что были доступны самым малообеспеченным.
    2. Набихон Сидиков
      В понедельник в 01:29
      Вaтный Хоxол,
      Да унас тоже спонсирует свое родственников покупает дорогие машины домах народу им пливат народ живёт и будет жить
    3. Feral Heart
      В среду в 00:42
      Вaтный Хоxол,
      То есть если УЖД спонсирует, как ты говоришь, столько проектов, значит это дает им право повысить цену на билеты насколько захотят?? Ты тоже куришь то что и они?? И кто по вашему будет покупать за 400 долларов билеты?? Ты и Рахметов?? Вдвоём поднимать будете бюджет УЖД??
  17. Сардобинское водохранилище
    В воскресенье в 13:03
    Заметили, что и при планировании цен на платные автодороги и здесь от руководства ЖД пытаются ввести в заблуждение общественность и потребовать необоснованного завышения цены.
    Это попахивает мошенничеством, этим сразу следует заняться пнтимонопольным комитетом, на предмет необоснованного завышения.
    Это уже похоже на тенденцию.
    И похоже скоро еще какие-то отрасли заявят о срочной необходимости перехода к VIP-мировым ценам, а вот о качестве услуг или товаров, а тем более о доходах и расходах жителей обычно речь не заводят.
    Вот в этой статье как раз указано соотношение средних доходов и цен на услуги, что очень правильно.
  18. ВВП
    В воскресенье в 12:23
    Он решил что народа зарплата как в Европе и Китая или как у чиновников Узбекистана где есть надбавки к зарплату там разный льготы
  19. Нигора
    В воскресенье в 11:57
    Из за этих дорогих цен перестала ездить в поездах, пользуюсь такси. Куда ещё дороже
  20. Адам
    В воскресенье в 11:35
    Когда речь идёт про цен свет, газ, налог, штрафы, машины, или билета то сразу поднимается тема мировая практика. А если про зарплату то ни кто спрашивает где мировая практика. Парадокс...
  21. Писсимист
    В воскресенье в 11:32
    Да ещё бы этому товарищу надо было бы знать что билеты уходили или может быть до сих пор уходят в руки спекулянтов и купить их в кассе бывает проблематично. При том что мест в поезде бывает предостаточно.
  22. Гость
    В воскресенье в 11:17
    Все не нахавается никак чиновничье отродие.
  23. Скорость
    В воскресенье в 11:03
    Пора менять чиновников ... Так дело не пойдёт - они хотят зарабатывать на народе, а не для народа.
  24. Активистка Аделя
    В воскресенье в 10:34
    Даже у себя честно не можем вести дела.
    Всегда кто то у нас виноват.
    Вечно ищем причины извне.
    А аппетит у наших чиновников-любой позавидует.
    Только вот платит простой народ.
    Adele Activiste eternelle 🌿😎
  25. Артур
    В воскресенье в 09:34
    Чиновники все время ссылаются на другие страны когда им выгодно, почему-то не сравнивают нашу зарплату, медицину, образование, цены на продукты.
  26. Шавкат
    В воскресенье в 09:08
    Пишут подорожание стоимости билетов за счёт сервиса обслуживания.Какой сервис.Мы воспользовались СВ вагоном так там даже кипяток пришлось выпрашивать у проводника,а постельное белье стали требовать собрать самим.
  27. Узбекистанка
    В воскресенье в 09:07
    Хорошее такое сравнение, наших поздов с китайскими. Допотопные вагоны, задержки, грязь, тараканы, отсутствие туалета. Думаете,это в Китае?)) Нетушки.
  28. Вован1
    В воскресенье в 08:32
    Хорошо сказано
  29. Серго
    В воскресенье в 08:18
    Какие руководители в компаниях. 20 пальцев хотят и сразу и сегодня и сейчас. О доходах народа, пенсионеров надо тоже иногда думать. Для чего создавалась скоростная трасса? Для блага народа или для чего то другого? Все правильно описано в статье.
  30. Здесь все свои
    В воскресенье в 08:15
    Ох он и жулик!!!----
  31. Мудрый
    В воскресенье в 08:10
    К сожалению, они не исправятся. На корне надо их всех менять. Катастрофически не хватает билетов, про цены вообще молчу.
  32. User
    В воскресенье в 08:01
    Надо ещё проверить почему у нас электромобили дешёвые, ведь электро-Меоседес стоит намного дороже :)
  33. Чипыжик
    В воскресенье в 07:58
    Чтобы цены были в соответствии международным стандартам - зарплата наверное тоже должна соответствовать . А то строим капитализм а зарплата как при социализме
    1. Читательница
      В понедельник в 11:11
      Чипыжик,
      Зарплаты при социализме хватало на жизнь, учитывая бесплатную медицину и образование, копеечные тарифы на коммунальные услуги. Цены и тарифы были стабильными, вообще не повышались. Цены на товары выбивали прямо на товаре. У меня до сих пор есть предметы с советских времён, на которых выбита цена, например, стеклянные пивные кружки - цена 35 копеек. Но если вы имеете в виду, что цены поднялись, а зарплаты остались теми же, как при социализме, - тогда да, согласна. Разрыв между ценами и зарплатами (молчу про нищенские пенсии) разительная.
    2. Чипыжик
      В понедельник в 14:44
      Читательница,
      Я здесь написал с акцентом на зарплату маленькую не как в том строе что хотят чиновники . Если капитализм то с запрл тоже как при капитализме
  34. Хасан
    В воскресенье в 07:35
    В голове ветер у него
  35. Чингачгук
    В воскресенье в 07:14
    Это тоже самое с положением когда GM Uzbekisan был монополистом и цены на автомобили увеличивали как хотели, еще были откаты. Как появились альтернативные варианты то сразу сьежились и откаты изчезли. Так и с Афрасиабом, как появится альтернатива то сами начнут снижать цены. И перекуп билетов с наценкой изчезнет.
  36. Виктор
    В воскресенье в 07:09
    Нужно учитывать, что поезда Афросиаб, стоимостью 30 млн евро были куплены за счёт бюджета страны. Сама УТЙ принадлежит государству, то есть все расходы, зарплаты сотрудников, покупка поездов, по сути, оплачиваются из бюджета страны, наших с вами народных денег. Разницу в цене билетов тоже компенсирует бюлжет, а не начальство. Так, что нужно ставить вопрос об эффективном менеджменте, чем о заниженных ценах на билеты.
  37. Надо же
    В воскресенье в 06:59
    Вот так, правильно, а то некоторые думабт, что самые умные.
  38. Шухрат
    В воскресенье в 06:51
    Здравствуйте. Как бывший работник узб ж.д могу сказать что коррупционная схемы действовали и децствуют по сей день и это искоренить невозможно т.к это выгодно неким руководителям .
  39. Никита
    В воскресенье в 06:28
    Совесть потеряли наши отдельные чиновники. Он сам, его жена и дети , как работники отрасли пользуются наверное бесплатными льготами? Поэтому убытки наверное? И их надо отжать у простого народа. Это их философия? Не получится!!! Только попробуй поднять цены!
  40. Гузаля
    В воскресенье в 05:50
    Очень грамотная и правильная статья за народ
    1. Владимир
      В воскресенье в 16:44
      Пусть научится работать ,для начала, к хз по на св огромные деньги ,о ужас купе оформлено ужасно покрывало все искрит от синтетики в туалете горящие бумага использованная чут ли не вываливались в коридор в конце поездки цена на аыросиеб преступно завышена ровна цене из Германии во Францию
    2. Ферганская долина
      В воскресенье в 17:28
      Гузаля,
      Им до одного места народ.Лишь бы живот и карманы были полными.
    3. Незнайка
      В понедельник в 08:20
      Гузаля, "система" меняется, а методы остаются прежними, все за счёт населения. Наверное потому что "географическое, экономическое, политическое" положение в стране, позволяет так поступать.
Оскорбляя оппонента вы нарушаете Уголовный Кодекс РУз, будьте взаимовежливы!
Последние новости

По факту взрыва в Гулистане арестовали ещё нескольких человек

В пресс-службе УВД Сырдарьинской области опубликовано информационное сообщение. Сообщается, что 2 декабря текущего года, около 10:50, на кухне
Сегодня, 08:48

Фермерам Узбекистана разрешат свободный выбор культур для посадки

В аграрном секторе Узбекистана намечается фундаментальный сдвиг парадигмы управления земельными ресурсами, о чем стало известно в ходе визита главы
Сегодня, 07:44

Европейские архитекторы спроектируют слияние Джизака и Шараф-Рашидовского района в агломерацию

В административном устройстве региона грядут масштабные изменения, направленные на стирание граней между областным центром и прилегающими
Сегодня, 07:44

Фермерам Узбекистана компенсируют расходы на электричество

Шавкат Мирзиёев посетил Джизакскую область, где принял участие во внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов. Центральной темой
Сегодня, 07:44

АБИИ инвестирует полмиллиарда долларов в климатическую стратегию Узбекистана

Ташкент продолжает планомерную интеграцию в глобальную климатическую повестку, заручаясь поддержкой крупных международных финансовых институтов.
Сегодня, 07:43