Центральный банк Республики Узбекистан продолжает реализацию масштабной стратегии по диверсификации международных резервов, существенно наращивая долю ликвидных ценных бумаг в своем портфеле. Согласно последним статистическим выкладкам регулятора, только за ноябрь текущего года объем приобретенных американских долговых обязательств превысил отметку в 500 миллионов долларов.
Эта транзакция стала одним из самых крупных единовременных вложений в иностранные активы за последнее время. По состоянию на 1 декабря совокупная стоимость ценных бумаг, находящихся на балансе узбекистанского регулятора, достигла 1,52 миллиарда долларов. Динамика накопления активов выглядит впечатляющей: по сравнению с октябрьскими показателями портфель "потяжелел" на 503,3 миллиона долларов, а если рассматривать дистанцию с начала 2025 года, то объем вложений в этот сектор увеличился в пятнадцать раз.
Подобная активность на внешних рынках привела к структурным изменениям в «подушке безопасности» страны. Доля ценных бумаг в общем объеме золотовалютных резервов (ЗВР) поднялась с 1,72% до 2,49%. Несмотря на то, что золото по-прежнему занимает доминирующее положение в резервах республики, тренд на снижение зависимости от колебаний котировок драгоценного металла становится все более очевидным.
В конце минувшего месяца заместитель председателя Центрального банка Аброр Мирзо Олимов подтвердил неизменность курса на расширение инвестиционного горизонта. По его словам, ведомство намерено и дальше размещать средства в инструменты с фиксированной доходностью. Экономическая политика США при администрации Дональда Трампа сохраняет высокую доходность казначейских облигаций, что делает их привлекательным инструментом для консервативных инвесторов, к числу которых относится и ЦБ Узбекистана.
Однако амбиции регулятора выходят за рамки исключительно американского госдолга. В планах - выход на рынки суверенных облигаций других стран, бумаг наднациональных организаций и высокорейтинговых корпоративных обязательств. Главным критерием отбора остается надежность: финансовые инструменты должны обладать кредитным рейтингом не ниже уровня «А».
«Мы начали процесс диверсификации с казначейских облигаций США (Treasuries), поскольку в мировой финансовой системе они традиционно воспринимаются как эталон безрисковых активов. Тем не менее, существуют и альтернативные инструменты - например, корпоративные бонды или бумаги международных финансовых институтов», - пояснил Аброр Мирзо Олимов.
Зампред регулятора также указал на технические барьеры, которые пока сдерживают более агрессивную экспансию на фондовые рынки. Для полноценной работы с широким спектром активов необходимо завершить сложный процесс интеграции специализированных IT-систем. В настоящее время при консультационной поддержке Всемирного банка в рамках программы RAMP (Reserves Advisory & Management Partnership) был подготовлен и запущен запрос предложений (RFP) для внедрения передового программного обеспечения по управлению активами. Только после финального внедрения этого софта ЦБ сможет технически безопасно инвестировать в более сложные финансовые продукты.
Стоит напомнить хронологию выхода Узбекистана на этот рынок. Впервые в суверенной истории Центральный банк разместил средства в иностранные государственные бумаги в мае 2024 года - тогда пробный транш составил скромные 35 миллионов долларов. Уже в октябре того же года портфель был пополнен американскими казначейскими обязательствами на 65 миллионов долларов, а к концу 2024 года их общий объем перешагнул порог в 101 миллион долларов.
Еще в январе текущего года Олимов анонсировал продолжение скупки госдолга США, подчеркнув, что регулятор категорически исключает возможность инвестиций в высокорисковые активы, такие как криптовалюты. Стратегия остается консервативной: сохранение капитала превалирует над погоней за сверхприбылью.
В дополнение к этому, еще в сентябре руководитель Департамента по управлению международными резервами Санжар Валиев уточнял, что география инвестиций может расшириться за счет облигаций других развитых государств. При этом он особо отметил, что речь идет исключительно о долговых обязательствах правительств (суверенный долг), покупка акций частных зарубежных компаний в текущей стратегии не рассматривается.