Правление Центрального банка Узбекистана на заседании, приняло решение оставить основную процентную ставку без изменений. Показатель сохранился на отметке 14% годовых. Данное решение регулятор обосновал необходимостью закрепить наметившуюся тенденцию к стабилизации цен в стране, несмотря на то что прогноз по годовой инфляции был пересмотрен в сторону улучшения.
Согласно обновленным данным, к концу текущего года общий уровень инфляции ожидается в районе 7,3%. Это заметно оптимистичнее октябрьских ожиданий, когда аналитики ЦБ прогнозировали цифру на уровне 8%. Пересмотр показателей связан с более стремительным, чем предполагалось, замедлением роста цен на импортируемые товары. Ключевую роль здесь сыграло укрепление национальной валюты: более дорогой сум эффективно демпфирует внешнее ценовое давление, снижая стоимость завозимой продукции для конечного потребителя.
На конец ноября статистика уже фиксирует позитивную динамику: годовые темпы роста цен замедлились до 7,5%. Еще более показательным выглядит снижение базовой инфляции до 6,3%. Эксперты связывают это с плодами жесткой денежно-кредитной политики, которую регулятор проводит на протяжении последних лет, а также с общей стабилизацией на валютном рынке.
Однако в экономической картине присутствуют и сложные моменты. В частности, сектор услуг продолжает демонстрировать высокие показатели роста цен, выбиваясь из общего тренда. Это явление подпитывается устойчивым внутренним спросом. Население и бизнес, чьи инфляционные ожидания хоть и снижаются, продолжают активно тратить средства, поддерживая разогрев в сервисном сегменте экономики.
Экономическая активность в Узбекистане, судя по всему, опережает свой потенциальный уровень. На перегрев указывают косвенные, но верные признаки: растущий спрос на рабочую силу, увеличение объемов межбанковских платежей и рост выручки в сфере торговли и платных услуг. В связи с этим прогноз по росту ВВП остается на прежнем, достаточно высоком уровне - от 7 до 7,5% по итогам 2025 года. Эти цифры полностью дублируют октябрьские оценки регулятора, подтверждая стабильность экономического курса.
Несмотря на текущий позитив, ЦБ не скрывает наличия проинфляционных рисков на горизонте. Главные опасения вызывают факторы предложения. В будущем возможны перебои в цепочках поставок продовольствия, что неизбежно отразится на ценниках в магазинах. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов вероятность удорожания логистических и транспортных услуг. Отдельным пунктом идут так называемые вторичные эффекты от повышения регулируемых государством тарифов - эхо этих решений может догнать экономику с некоторым лагом.
Внешний фон для узбекской экономики складывается скорее благоприятно. Мировая экономика, вопреки скептическим прогнозам, растет быстрее ожиданий, чему способствуют мягкие финансовые условия и бюджетные стимулы в крупных странах. На сырьевых биржах держатся высокие котировки, что играет на руку экспортерам Узбекистана, обеспечивая приток валютной выручки и поддерживая курс сума.
Интересная ситуация складывается в банковском секторе. Сочетание снижающейся инфляции и неизменных номинальных процентных ставок приводит к росту реальных ставок по вкладам. Это делает сбережения в национальной валюте крайне выгодными для населения, что подтверждается статистикой: объем срочных депозитов растет высокими темпами.
Параллельно с накоплениями растет и кредитование. Розничный сегмент показывает уверенный рост, во многом благодаря увеличению финансовой инклюзивности - доступ к кредитам получает все больше граждан. С одной стороны, это поддерживает совокупный спрос и экономический рост, но с другой - создает дополнительное давление на цены, заставляя регулятора сохранять бдительность.
Центральный банк намерен и дальше придерживаться жесткого курса, чтобы довести инфляцию до целевого таргета в 5%. Сохранение ставки на уровне 14% - это сигнал рынку: борьба за ценовую стабильность продолжается, и смягчения монетарных условий стоит ждать только при полной уверенности в отсутствии рисков.
Таргетирование инфляции (инфляционное таргетирование), к которому стремится ЦБ Узбекистана с целью в 5%, было официально принято в качестве основного режима денежно-кредитной политики в стране лишь с 1 января 2020 года, что делает этот экономический эксперимент относительно молодым для республики.