В Ташкенте официально признали факт существования масштабной и многолетней коррупционной структуры, функционировавшей на национальном фармацевтическом рынке. В ходе пресс-конференции, состоявшейся в минувшую пятницу, 13 декабря, директор Агентства по развитию фармацевтической отрасли Абдулла Aзизов раскрыл детали схем, позволявших импортерам искусственно завышать стоимость тысяч наименований медицинских препаратов. Заявление было сделано в контексте обсуждения перехода системы здравоохранения на электронные рецепты.
По словам руководителя ведомства, глубокий анализ рынка выявил парадоксальную ситуацию: механизмы государственного регулирования цен, призванные защитить население от переплат, фактически саботировались через создание искусственной «уникальности» товаров.
Как пояснил Азизов, в Узбекистане действует система референтного ценообразования. Суть ее заключается в том, что регулятор региструет предельную цену на препарат, основываясь на его стоимости в стране производства и ряде других государств с сопоставимой экономикой или рыночными условиями. Однако проведенная по поручению президента тщательная проверка показала, что данная методика давала сбои из-за специфической хитрости поставщиков.
«Мы провели детальное изучение опыта десяти референтных стран, включая Польшу, Турцию, Беларусь, Египет и государства нашего региона, чтобы разобраться в механизмах справедливого ценообразования на импорт. Результаты аудита оказались тревожными», - сообщил глава агентства.
Статистика, озвученная в ходе мероприятия, демонстрирует аномалию узбекского рынка. В настоящий момент в стране зарегистрировано свыше 11900 рецептурных лекарственных средств, из которых 7600 позиций приходятся на импорт. При этом выяснилось, что 65% ввозимых препаратов - а это 4960 наименований - производятся исключительно для реализации на территории Узбекистана.
«Это крайне негативный показатель. Мы не обнаружили такого количества уникальных препаратов ни в одной из десяти изученных стран. Ситуация, когда зарубежные фармгиганты выпускают лекарство специально и только для Узбекистана, лишена всякой логики. Если препарат эффективен, он должен присутствовать, например, на рынке Казахстана. Когда мы представили эти данные турецким экспертам, они были в шоке», - констатировал Азизов.
Создание таких «эксклюзивных» партий позволяло импортерам обходить систему референтного сравнения. Поскольку препарат с конкретным торговым наименованием или в специфической дозировке отсутствовал в реестрах других стран, регулятор не мог сравнить цены и установить объективный потолок стоимости. Это открывало возможность декларировать любую, зачастую многократно завышенную цену, что создавало идеальную почву для коррупционных проявлений.
Сложившаяся практика, по утверждению директора агентства, формировалась годами и обросла устойчивыми связями между коммерческими структурами и медицинским персоналом. Импортеры, получая сверхприбыль за счет завышенных цен, направляли часть средств на «стимулирование» врачей.
«Компании нередко оказывают прямое влияние на медработников, добиваясь назначения именно их препаратов. Это классический элемент коррупционного механизма, где маржа от завышенной цены трансформируется в бонусы для врача», - подчеркнул чиновник, добавив, что президент дал жесткое указание пресечь подобные взаимосвязи для обеспечения населения доступными медикаментами.
В настоящее время ведомство сосредоточило усилия на профилактике, стремясь устранить экономическую базу для сговора. Ключевым инструментом стала жесткая корректировка референтных цен. Убрав возможность закладывать в стоимость «маржу врача», государство делает невыгодным подкуп медиков - у дистрибьюторов попросту исчезают свободные средства для выплаты откатов.
Изменения правил игры уже привели к структурным сдвигам на рынке. Азизов отметил, что ряд компаний, бизнес-модель которых строилась исключительно на спекуляциях и серых схемах, начали сворачивать деятельность. При снижении предельных цен их прибыль стала минимальной, что лишило их интереса к присутствию в Узбекистане.
В то же время наблюдается и обратный процесс, который регулятор оценивает позитивно. Крупные европейские производители и международные бренды, ранее покинувшие республику из-за непрозрачности условий и невозможности конкурировать с «коррупционными» игроками, рассматривают возможность возвращения.
«Прозрачные правила игры, строгий контроль референтных цен и допуск на рынок действительно качественных лекарств формируют здоровую конкурентную среду», - резюмировал Абдулла Азизов.
Напомним, что механизм регистрации цен в рамках референтного ценообразования был запущен в 2020 году. В текущем году список стран для сравнения был расширен за счет включения Турции и Египта, рынки которых характеризуются относительно низкими ценами на медикаменты. Ожидается, что пересмотр реестров приведет к снижению стоимости более чем 2600 препаратов в среднем на 40-60%.
Система референтного ценообразования (External Reference Pricing), которую сейчас ужесточает Узбекистан, впервые была применена в Европе в 1990-х годах, и на сегодняшний день ее используют более 80 стран мира как основной инструмент сдерживания расходов на здравоохранение, однако фармацевтические компании часто пытаются обойти ее, выпуская препараты с незначительно измененной дозировкой или формой выпуска (так называемый "evergreening").