Узбекистан известен своими традициями толерантности, в стране не было проявлений антисемитизма, республика является образцом мирного сосуществования представителей разных наций. Такие тезисы выдвигает The New York Times в статье своего корреспондента Эндрю Хиггинса.
В публикации издания мирового уровня автор отмечает, что в Бухаре имеются две синагоги, начальная школа, где преподают иврит, Еврейская культурная ассоциация, а также кладбище, где покой нашли 10 тысяч евреев. Как пишет журналист, представители этой нации и по сей день проживают в мире и согласии в одном из древнейших городов мира с архитектурными шедеврами ислама.
По информации Э.Хиггинса, «еврейский исход» из Бухары ускорился в 1990-х годах. Причиной, как считает обозреватель, послужили опасения евреев, русских и представителей других национальностей, что обретение независимости Узбекистаном приведет к росту национализма и мусульманского экстремизма. Однако такого не произошло. Даже те, которые готовятся покинуть республику сегодня, подчеркивает автор, хвалят Узбекистан как страну, где в отличие от Израиля и многих государств Европы мусульмане и евреи живут бок о бок без каких-либо разногласий. «Я никогда не чувствовала антисемитизма здесь», - издание приводит слова проживающей в Бухаре еврейки Л.Киматовой.
Недавно введен безвизовый режим для израильтян с тем, чтобы еврейские эмигранты вернулись, как минимум с целью посмотреть на сегодняшнюю страну, пишет американская газета. В этом контексте Нью-Йорк Таймс приводит слова первого заместителя председателя Сената Олий Мажлиса Узбекистана С.Сафоева, который заявил, что «евреи всегда были неотъемлемой частью узбекского общества и народ нуждается в них».
В статье сообщается, что присутствие евреев в Бухаре берет начало с Десяти потерянных колен Израиля с VIII века до нашей эры. По другой версии, процесс начался с завоевания Вавилона персидским царем Киром в VI веке до нашей эры.
Корреспондент рассказывает о своей беседе в Бухаре с президентом сообщества бухарских евреев А.Исхаковым, который отмечает, что его дети и другие родственники, проживающие в Австралии, Израиле и США, постоянно просят его переехать за границу. «Однако его ответ остается неизменным: «Я больше нужен здесь. Мне здесь комфортно. В Узбекистане мы живем с мусульманами бок о бок на одной улице; мы вместе ходили в школу и на работу», - приводит слова А.Исхакова The New York Times.