Южная Корея занимает шестое место в мире по масштабам производства автомобилей. Еще несколько десятков лет назад достижение такого масштаба казалось непостижимым и фантастическим. Как Южная Корея стала одной из автомобильных держав мира? Разбирался главный редактор UPL, Фахрулло Хамидуллаев.
Для Кореи до 60-годов автопром был лишь мечтой. В стране в то время существовала компания по производству велосипедов и многие считали, что это максимум на что могут рассчитывать корейцы. А сами корейцы были с этим не согласны и они показали миру, что страна может превратиться в одну из ведущих держав за короткий срок. Как небольшая, пережившая сложности азиатская страна превратилась в гиганта в мировой экономике? Ответ на этот вопрос ищут многие эксперты и те, кто прогнозировал провал корейцам. Скорее всего самый правильный ответ на данный вопрос это то, что корейцы шли за мечтой и целью построить развитую страну.
Развитие автопрома в Корее можно разделить на четыре этапа: Первый этап длился с 1962-1973 года, когда в стране занимались сборкой автомобилей ведущих компаний мира. Второй этап осуществлялся с 1974-1982 года, в это время корейцы создавали фундамент будущего автопрома. Во время третьего этапа, который проходил с 1983-1997 года корейцы начали делать первые шаги в производстве собственных автомобилей. Последний, четвертый этап начался примерно в конце 90-х и продолжается по сей день. Четвертый этап вывел Корею на мировой рынок и показал, что они двигаются в правильном направлении.
Когда Корея впустила на свой рынок иностранные компании и начала собирать автомобили она надеялась, что пройдет время и иностранные партнеры оставят производство им и таким образом страна завладеет собственным путем автостроения. Время показало, что такая позиция оказалась большой ошибкой. Иностранные компании использовали Корею как территорию, для сборки и экспорта в соседние страны. На деле Корея получала какую-то часть доли, но не была при делах. Корейцы поняли, что иностранные партнеры не желают помочь им создать собственный автопром и хотят дальше использовать их в качестве рабочей силы и территории, где происходит сборка. Главное, что Корея быстро осознала свою ошибку и начала разрабатывать собственный план развития, который позднее стал историческим.
В начале 70-х годов правительство ввело запреты, которые исключали возможность ввозить иномарки на территорию Южной Кореи. Спустя 5 лет было принято решение также запретить ввоз деталей, аналоги, которых существуют в самой стране. Страна создала большие льготы для бизнесменов, которые хотели бы заняться производством автомобилей и таким образом в Корее началась большая внутренняя конкуренция. К 1980 году практически 90% всех комплектующих для автомобилей производились в самой Корее, что способствовало снижению цен на легковые машины. За год было произведено 200 тысяч автомобилей. К примеру, в 2017 году GM Uzbekistan выпустил на продажу всего 135,5 тысячи автомобилей (цифры Государственного комитета Узбекистана по статистике). Получается, что в Корее почти 40 лет назад автопром двигался быстрее чем у нас год назад.
Стоит отметить, что были и трудности в направлении создания собственного автопрома. К примеру, в 80-х годах многие автомобили были копиями зарубежных образцов. Но позже корейцы отказались и от этого. Они понимали, что для выхода на мировой рынок им необходимы свои модели и именно с этого времени начался новый этап, который был направлен на начало экспорта автомобилей. Спустя небольшое время Корея начала делать экспорт автомобилей в Южную Америку, а позже и в США. Корейские автомобильные компании открывали свои заводы в сотрудничестве в зарубежных странах. Они применяли ту же схему, которую применили ранее по отношению к ним иностранные автомобильные компании, то есть в данных странах только лишь собирались автомобили. Начавшийся кризис в 1997 году нанес значительный урон в сферу автопрома, но даже столь сильный кризис не смог сломать его.
Корейский опыт показывает, что если делать что-то в сотрудничестве с иностранцами, в какой-то момент необходимо научиться делать все это самому. Корейский опыт автопромышленности должен открыть нам глаза.
"Мы хвалимся, что производим машины, хотя на самом деле мы собираем их. Занимаемся сборкой. Автозавод построен более 20 лет назад, но мы до сих пор многие части покупаем за рубежом. Почему это так? Потому что нет науки. Спрашивается, где наука? где результаты? Молодые не идут в науку. Пришло время работать на результат. Создадим все условия для наших ученых, чтобы они могли создать импортозамещающие технологии. Я в это верю, они смогут", — говорил Мирзиёев во время совещания.
Слова Президента подтверждают, что необходимо дать шанс местным специалистам и отнестись к автопрому с точки зрения науки.
Корея за 10 лет смогла ограничить импорт и снизить цены легковых машин в несколько раз. Также были даны возможности для бизнесменов создать собственные компании по производству автомобилей. В корейском автопроме даже с ограничениями на ввоз иномарок не было монополии. Возможно, и нам необходимо применить Корейский опыт?
Фахрулло Хамидуллаев,
главный редактор UPL.
главный редактор UPL.