Исходя из опыта Японии, Китая, США, Германии, для реализации активной жилищной политики необходимо, чтобы на рынке строительных работ действовали крупные компании. «Большие» застройщики способны решать задачи комплексного жилищного строительства в больших объемах и обеспечить эффект масштаба и снижение себестоимости жилья для населения. Но для их создания следует формировать соответствующие условия.
Нужно обратить внимание и на вопрос увеличения разнообразия в сфере выработки новых архитектурно-планировочных решений.
Ускоренное строительство и ввод жилья в Узбекистане является важным катализатором повышения уровня и качества жизни населения, развития всех смежных отраслей экономики, фактором стимулирования внутреннего потребительского спроса и экономического роста. Сегодня собственное жилье имеет более 80% жителей страны. К примеру, в Германии арендуют жилье около 50% населения, США – до 60%. В дальнейшем тенденция иметь свое жилье навряд ли изменится, в связи с чем высокий прирост населения и увеличение структуры домохозяйств продолжат существенно влиять на жилищную сферу и спрос на жилье.
Согласно мировой практике, создание комфортных условий проживания населения достигается при уровне обеспеченности в 22 м2 на человека.
Средняя обеспеченность населения в нашей республике в настоящее время составляет около 15,4 м2 на человека. В целях достижения показателя в 22 м2 прирост строительства жилья должен быть около 7 м2 на 1 члена семьи, или в совокупности более 210 млн. м2. По итогам 2015 года осуществлен ввод более 11 млн. м2 жилой площади, т.е. менее 0,3 м2 на 1 человека. Согласно экспертным оценкам специалистов европейской экономической комиссии ООН, для поддержания нормального жилищного фонда в любой стране необходимо ежегодно осуществлять ввод жилья в размере не менее 1 м2 на одного жителя страны. В данном показателе заложены различные социально-экономические аспекты, в том числе выбытие жилищного фонда, в связи с естественным его износом. Поэтому ближайшей задачей в Узбекистане должно стать доведение объема строительства жилья до 30 млн. м2, т.е. до 1 м2 на человека в год, и это минимум.
В этой связи, начата программа строительства доступного жилья в городах в 2017-2021 гг. Естественно следует решать вопрос сноса ветхого и низкоэтажного жилья. Но данный процесс, несомненно должно происходит только при условии выплаты компенсации гражданам в строгом соответствии с законодательством, которым предусмотрен конкретный механизм, с формулировкой обеспечения застройщиками владельцев равнозначным жильем, или выплаты компенсации по рыночной стоимости. Особое внимание следует уделить ценообразованию на рынке жилья. В настоящее время, согласно оценке ряда экспертов в строительной отрасли, при реализации комплексной программы строительных работ стоимость многоквартирного жилого дома может составлять до 3 млн. сум за 1 м2. В то же время цена 1 м2 нового жилья, предлагаемого ограниченным количеством застройщиков, например, в Ташкенте, составляет более 3 млн. сум за м2, что нередко связано со спекулятивным ценообразованием и закладыванием в цену рисков формальных, а порой и неформальных платежей.
Следует отметить, что среди факторов, влияющих на рост себестоимости строительства, можно отметить следующие:
– рост цен на строительные материалы, изделия и конструкции, в том числе предприятий-монополистов (предприятия по производству цемента, Бекабадский металлургический комбинат и т.п.);
– низкий уровень организации строительного процесса, логистики и расчетов в строительстве;
– несовершенство процедур выделения земельных участков под строительство, сложные бюрократические процедуры сбора разрешительной документации и последующего подключения к инженерным коммуникациям и т.д.;
– частые остановки производственного цикла и консервация объектов ввиду нехватки или отсутствия финансирования. Средние затраты на возобновление строительства приводят к потерям до 10% сметной стоимости.
В то же время, как отмечено выше, наблюдаются случаи искусственного завышения стоимости работ, а некоторые недобросовестные застройщики экономят на количестве и качестве стройматериалов, то есть фактически нарушают строительные нормы и правила.
Неудивительно, что такие случаи вызывают недовольство будущих владельцев, недоумевающих по поводу повышения цен и качества строительства. Здесь же следует отметить пассивность официальных СМИ, которые имеют полномочия и должны проводить журналистские расследования для защиты законных прав и интересов граждан. Кроме того, материалы журналистских расследований могут быть представлены уполномоченным органам, к примеру тому же государственному архитектурно-строительному надзору, для избежания махинаций в данной сфере.
В заключении можно подчеркнуть, что на текущем этапе развития строй индустрии назрела актуальность разработки долгосрочной программы городского жилищного строительства, рассчитанной на 10-15 лет, с определением различных механизмов и источников финансирования массового строительства жилья, в том числе с учетом потребностей социально уязвимых слоев населения и выплаты действительно реальной компенсации.