В Узбекистане проанализировали ожидаемую продолжительность получения образования по определенным критериям. Соответствующее исследование провели эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ).
Согласно приведённым данным, на начало текущего года охват детей дошкольным образованием значительно вырос. Так, ожидаемая продолжительность образования в республике детей от 3 до 6 лет составляет 2 года. В 2017 году данный показатель составлял 0,9 года. Уровень охвата детей 6-ти лет подготовкой к школе достиг отметки в 70%, когда как 6 назад — 27%. В дошкольном возрасте от 3 до 6 лет и мальчики, и девочки имеют равные возможности получение знаний. При этом, в 2017 году возможности мальчиков были выше на 2%.
Следом идёт начальное образование (1-4 класс). Здесь ожидаемая продолжительность получения начального образования детей в возрасте от 7 до 10 лет составляет 3,8 года. В городах данный показатель равен 4,2 года, а в сельской местности ожидания находятся на уровне 3,5 года. Причиной более высокого ожидания продолжительности образования в городе является то, что многие дети из сельской местности учатся в городских школах. В 2017 году разрыв между городской (4,8 года) и сельской (3,3 года) местностью составлял 1,43 года. Также как и в дошкольном образовании здесь возможности мальчиков и девочек равны.
Возможности получения по республике неполного среднего образования (5-9 класс) для мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 15 лет составило 4,9 лет. Ощутимое гендерное различие здесь также не выявлено. С каждым классом дифференциация охвата образованием детей в городской и сельской местности увеличивается за счет сельской молодежи, которая едет на обучение в город.
В нашей стране ожидаемое законченное среднее и средне профессиональное образование молодежи в возрасте от 16 до 19 лет составляет 2,3 года. На данном этапе обучения среди молодежи 19-ти лет наблюдается значительный разрыв в пользу девушек, равный 0,4 года.
Что касается этапа получения высшего и послевузовского образования, то от общей численности 19-летней молодежи его получают 28%. Из них 27,5% юношей и 28% — девушки. В возрасте от 17 до 19 лет возможности получения высшего образования среди девушек в среднем на 0,1% больше, чем у юношей. Однако выявлено, что с 21 по 29 лет возможности молодых мужчин возможности получения высшего образования в среднем на 0,02% выше, чем у противоположного пола.
По итогам прошлого года можно сделать следующие выводы:
1) Наиболее полный охват образованием детей наблюдается в 5-9 классах, или на этапе получения неполного среднего образования;
2) Большинство юношей в возрасте 16-17 лет из сельской местности обучается в городе;
3) Возможности получения образования на всех его уровнях выше у женщин на этапе получения средне профессионального и очной формы послевузовского образования;
4) Разрыв в охвате образованием в городской и сельской местности учащихся сократился по сравнению с 2017 годом;
5) Ну и что касается общей продолжительности образования (с учетом дошкольного), то она составляет 14,6 лет. Для мужчин — 14,4 года и женщин- 14,8 лет. Данный показатель в 2017 году был равен 12,9 годам, в частности у мужчин — 13,1 лет и женщин — 12,7 лет. Таким образом, узбекистанцы начали дольше получать образование.
Знание средней продолжительности получения образования может быть полезным при планировании своей карьеры и образовательного пути. Это позволяет оценить, сколько времени потребуется для достижения определенной степени или квалификации, и соответствующим образом планировать свои учебные и профессиональные цели.
Также знание средней продолжительности получения образования может помочь принимать информированные решения о том, какие программы обучения выбрать и какие возможности и ресурсы использовать для достижения своих целей. Например, если средняя продолжительность получения определенной степени составляет 4 года, то можно рассчитывать на это время и планировать свои финансовые и временные ресурсы соответствующим образом.
Кроме того, знание средней продолжительности получения образования может помочь в принятии решения о том, когда начинать обучение или переходить на следующий уровень образования.
Если охват получения образования в стране увеличивается, это означает, что больше людей имеют доступ к образованию и получают образование на разных уровнях. Это может быть связано с расширением системы образования, улучшением доступности образовательных учреждений, увеличением государственных инвестиций в образование или другими факторами.
Увеличение охвата получения образования может иметь ряд положительных последствий для страны и ее населения. Во-первых, это может способствовать повышению общего уровня образования в стране, что в свою очередь может способствовать экономическому развитию, инновациям и росту производительности. Второе, это может повысить квалификацию и профессиональные навыки населения, что может привести к улучшению занятости и заработной платы. Третье, это может способствовать социальной мобильности и снижению неравенства, поскольку больше людей будет иметь возможность получить качественное образование и подняться по социальной лестнице.
Однако увеличение охвата получения образования также может представлять некоторые вызовы и проблемы. Например, это может привести к нехватке ресурсов, таких как квалифицированные преподаватели, учебные материалы и финансирование, особенно в развивающихся странах. Кроме того, увеличение охвата может привести к снижению качества образования, если не будет обеспечено достаточное финансирование и контроль качества. Также возможно, что большое количество выпускников может создать конкуренцию на рынке труда и повысить безработицу среди молодежи.
В целом, увеличение охвата получения образования в стране может быть положительным явлением, но требует соответствующих инвестиций и мер для обеспечения качества образования и адаптации выпускников к требованиям рынка труда.