Территория современного Узбекистана до революции была мозаикой различных культур и этнических групп. Подробнее о том, как жил Узбекистан в советское время поведал автор блога «Живая Средняя Азия» на платформе «Дзен».
До российского завоевания в Средней Азии существовали сразу 3 примерно равных по силе держав, а именно Хивинское, Кокандское и Бухарское ханства. Во главе с династиями узбекского происхождения они правили своими подданными, которые не чувствовали себя одним народом, а вместо этого делились либо по городам, если это были оседлые люди, либо по племенам, если речь шла о кочевниках.
Советская власть взялась за создание единой узбекской нации, используя для этого комплекс мер, включая коренизацию и территориальное размежевание. Коренизация подразумевала создание новой национальной культуры, основанной на идеях социализма и пролетарского интернационализма. Вместе с тем, советская власть стремилась сохранить и развить национальные традиции узбекского народа. Однако процесс этот сопровождался идеологической обработкой и цензурой.
Территориальное размежевание привело к образованию национальных республик в Средней Азии, в том числе Узбекской ССР. Этот процесс не всегда проходил гладко и сопровождался конфликтами и депортациями.
Несмотря на успехи в области образования, здравоохранения и индустриализации, советский период в истории Узбекистана был отмечен и трагическими событиями. Репрессии 1930-х годов коснулись многих представителей узбекской интеллигенции. Коллективизация сельского хозяйства привела к голоду и массовым раскулачиваниям.
Впрочем, коммунистам было что предложить простым людям: социалистическое равноправие, развитие культуры и экономики, массовое просвещение населения. Тем не менее, союзному центру пришлось прополоть тех, кто выбивался из общего ряда, даже если и не был явным противником нового строя. Многие деятели культурного возрождения Средней Азии в 1910-1920-х годах были репрессированы в 1937-м. Среди них можно назвать писателей и поэтов Абдулхамида Чулпана, Рауфа Фитрата, Усмана Насыра, Абдуллу Кадыри. Но самый больший удар был нанесён по партийным деятелям, которые, собственно, и помогли установить здесь советскую власть.
Впрочем, были приложены значительные усилия для создания новой национальной интеллигенции, воспитанной в соответствии с коммунистическими идеалами. Правда, этот процесс выйдет на свой максимум только после того, как выросло новое поколение после войны.
Новую республику слепили из земель, на которых жили те оседлые тюрки, что говорили на тех или иных карлукских диалектах. В отличие от туркмен и казахов/киргизов, чьи языки принадлежали к огузской и кипчакской группам соответственно. Основу социалистического Узбекистана составили центральные части Хивинского, Бухарского и Кокандского ханств, из которых частично депортировали прежнее население.
Столицей Узбекской ССР был выбран Ташкент, город с богатой историей, но ранее не игравший ведущей роли в регионе. Его выбор был обусловлен соображениями транспортной доступности и стратегического расположения. Центром русской Средней Азии он стал ещё в имперское время. Из ряда центральных диалектов был создан литературный узбекский язык, на котором по всей республике осуществлялось преподавание. До этого люди не особо понимали друг друга.
В годы Великой Отечественной войны Узбекистан стал одним из главных центров эвакуации промышленности и населения из европейской части СССР. Тысячи людей, в том числе учёные, инженеры и рабочие, нашли приют в Ташкенте и других городах республики.
Эвакуация оказала огромное влияние на экономику и социальную жизнь Узбекистана. В республику были эвакуированы десятки крупных предприятий, включая авиационные заводы, производящие знаменитые самолёты Ан-2 и Ан-22. Ташкент превратился в один из крупнейших авиационных центров Советского Союза.
Кроме того, в Узбекистане были налажены производства гражданской техники: тракторов, сельскохозяйственных машин, строительной техники. Это способствовало индустриализации республики и повышению её экономического потенциала.
Взаимодействие между местным населением и эвакуированными было, как правило, дружественным. Узбеки оказали теплый приём беженцам, многие из которых впоследствии решили остаться в республике. Эвакуация способствовала культурному обмену и обогащению жизни в Узбекистане
Ташкент стал важным промышленным городом, не уступавшим даже Алма-Ате. В 1956-м тут был основан первый телецентр на территории Средней Азии. А нужды производства и коммунальной сферы обеспечивал запущенный в середине 1950-х исследовательский ядерный реактор и множество построенных на горных реках ГЭС. И все же, во многом, Узбекистан оставался сельскохозяйственной республикой, ориентированной на выращивание хлопка.
В 1960-1970-е годы республика стала настоящим спортивным гигантом. Лучше всего здесь развивались те или иные единоборства, гимнастика и фехтование. Но, как и везде, местные жители больше любили футбол. Ташкентский «Пахтакор» (по-узбекски – «Хлопкороб») стал действительно грозным клубом, которое опасались команды со всего СССР. У него было немало болельщиков и в европейской части страны.