Стало известно, что Франция окажет содействие в возвращении трамвайной системы в столицу Узбекистана. Об этом сообщила журналистка Азиза Курбанова, ссылаясь на официальные источники. Соглашение о сотрудничестве между двумя странами было оформлено в виде дорожной карты, которую подписали представители Узбекистана и Франции. Документ закрепляет планы по внедрению трамваев в городе, что стало важным шагом для развития транспортной инфраструктуры Ташкента.
Подписание состоялось между заместителем хокима Ташкента Шарофом Рахмоновым и министром-делегатом Франции по внешней торговле и делам граждан за рубежом Лораном Сен-Мартеном. Церемония прошла накануне, 12 марта 2025 года, в рамках встречи, где также были подписаны другие документы между министерствами и ведомствами двух стран. Этот шаг подтверждает намерение сторон работать над проектом совместно, чтобы вернуть трамваи на улицы столицы Узбекистана.
О том, что идея восстановления трамвайной сети в Ташкенте остается актуальной, еще в октябре 2024 года говорил министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов. Он отмечал, что проект не был забыт, однако его реализация требует поэтапного подхода. По словам Махкамова, в первую очередь необходимо сосредоточиться на решении наиболее важных задач, связанных с инфраструктурой. Только после этого можно будет переходить к более масштабным инициативам, таким как запуск трамваев. Министр подчеркивал, что разумное распределение средств играет ключевую роль в этом процессе.
Трамваи в Ташкенте имеют свою историю: они работали в городе с начала XX века, но в 2016 году их эксплуатация была полностью прекращена. Теперь власти города и страны намерены возродить этот вид транспорта с помощью международного сотрудничества. Франция, обладая опытом в развитии транспортных систем, станет партнером в этом проекте. Подписанная дорожная карта станет основой для дальнейших действий, включая разработку технических решений и финансирование.
На данный момент конкретные сроки запуска трамваев в Ташкенте не названы. Однако подписание документа между Шарофом Рахмоновым и Лораном Сен-Мартеном демонстрирует, что работа уже началась. Ожидается, что в ближайшее время стороны определят этапы реализации проекта и приступят к их выполнению. Этот шаг может улучшить транспортную доступность в столице и разгрузить другие виды общественного транспорта.
Электрические трамваи впервые появились в Ташкенте в 1912 году, когда город входил в состав Российской империи. На тот момент это был один из первых городов Центральной Азии, где начали использовать такой вид транспорта. За более чем вековую историю трамвайная сеть пережила несколько этапов модернизации, но в 2016 году была закрыта из-за износа инфраструктуры и приоритета автобусного сообщения. Возвращение трамваев в 2025 году может стать символом обновления городской среды.
Самым вероятным маршрутом первого возвращенного трамвая многие эксперты называют связку Ташкента с «Новым Ташкентом». Вторым по прогнозам маршрутом может стать вариация станции метро Дустлик и парка «Янги Узбекистон».