Почти два года назад — 10 августа 2017 года было принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Творческого союза журналистов Узбекистана». В постановлении чётко было указано, что задачами Союза являются широкое содействие СМИ, защита прав и законных интересов, материальная и моральная поддержка, улучшение условий жизни и труда работников газет и журналов, телевизионных и радиоканалов, информационных агентств и интернет-изданий, независимо от формы их собственности, совершенствование системы повышения профессионального мастерства журналистских кадров.
Какую из этих задач реализовала Союз журналистов? Сколько журналистов, чьи права и интересы были нарушены, он защитил за эти два года? Скольким, нуждающимся в жилье работникам СМИ, помог получить жильё или земельный участок на основе льготной ипотеки? И вообще, сколько за это время в Союз обратилось журналистов за помощью? К сожалению, ответов на эти вопросы нет, потому что на практике указанное постановление не выполнялось.
Многие журналисты и блогеры вспоминают инцидент, связанный с Никитой Макаренко, который широко обсуждался в социальных сетях. Речь идёт о несправедливости в отношении журналиста со стороны самого Союза, хотя эта структура призвана защищать работников СМИ. Причём защита является главной её задачей!
«Я считаю, что мне нанесено тяжелейшее оскорбление. Жюри было вправе не наградить меня премией. И это было бы нормально. Но исключение из списков в день церемонии является возмутительным и, несомненно, умышленным унижением. Мне неизвестны мотивы государственного чиновника, который является председателем жюри. Собиржон Шукуров является официальным лицом агентства, которое занимается регулированием СМИ в Узбекистане. Поэтому лично мне кажется, что был продемонстрирован конкретный сигнал: независимым журналистам на таких мероприятиях не рады», — сказал Никита Макаренко.
У многих возникают вопросы: «Чем заняты председатель и сотрудники Творческого союза журналистов, кроме как проведением конкурс два раза в год?» и «Почему после вручения ежегодной премии «Олтин калам» регулярно возникают протесты среди журналистов?».
В своё время обсуждалась деятельность этой ассоциации, и в telegram-канале был проведен опрос: «Знаете ли вы о Творческом союзе журналистов Узбекистана? Как вы оцениваете деятельность организации?». Удивительно, но из более чем 10 тысяч, принявших участие в опросе, почти 60 % удивились, что такая структура существует. 32 % участников считают, что деятельность организации неудовлетворительна. И только 9 % дали положительной ответ.
Вот одно из мнений, описывающих отношение к деятельности Союза журналистов:
«Безусловно ассоциация играет большую роль в препятствовании свободе слова и в том, что узбекская журналистика находится в столь плачевном состоянии. Эта структура, которая должна защищать журналистов и помогать в решении их проблем, стала санаторием для тех, кто больше не хочет нести тяготы профессии, но и уходить из неё не желают.
Уже двадцать лет обсуждается этический кодекс журналистов, и документ до сих пор не принят. Конкурс «Олтин калам» ежегодно начинается с сомнительных вопросов и заканчивается сомнительным результатом. На днях руководитель Союза журналистов оценил конструктивную критику в адрес деятельности ассоциации как «неприличную». Хотя вопрос даже не ставился в ракурсе неуважения к личности. Речь идет о том, что сфера журналистики под таким руководством «умирает». И поскольку мы выстраиваем демократическое общество, эту проблему нужно признать открыто. Вывод за вами.