Высшее образование: когда и как достигнем высокого статуса

Высшее образование: когда и как достигнем высокого статуса
Участвуя на встрече нашего Президента Шавката Мирзиёева, посвящённой приоритетам системы высшего образования, я глубоко понял, что нам еще нужно много работать, необходимо срочно решать накопленные годами проблемы, важно избавиться от пороков беспечности, халатности, необходимо идти в ногу со временем.

Хотя система образования в Узбекистане состоит из дошкольного образования, школ, лицеев, колледжей, техникумов и высших учебных заведений, высшее образование, являющееся высшей ступенью, это главный фактор в формировании личности, в интеграции его в общество, в получении специальности. Поэтому наш Президент начал реформы с высшего образования.

Честно говоря, зарплата профессорско-преподавательского состава за последние пять лет выросла в 3,5 раза. Мы избавились от многих забот, которые на протяжении многих лет лежали на наших плечах. Взамен от учителя требуется самоотверженность и добросовестное отношение к своей работе. С этой точки зрения, если мы представим, что кадры, подготовленные в высших учебных заведениях, будут работать во всех сферах, мы поймем, насколько ответственное задание возлагается на нас.

Определенные люди могут пострадать от ошибок строителя с высшим образованием. Агроном может навредить сельскохозяйственным культурам, бухгалтер - экономике. Но если учитель, ученый не даст нашим детям хороших знаний, беспрецедентно пострадает все общество. Страна окажется в смятении, нация - в кризисе. Так что учитель, ученый не имеет права ошибаться, быть равнодушным.

По инициативе Президента кардинально улучшена материально-техническая база вузов. На эти цели за последние 3 года выделено 2,5 трлн. сумов. Квоты приема выросли втрое. Доведены с 66000 до 181000. В результате для работающего на 0,25 или 0,5 штатных единиц, низкооплачиваемого профессорско-преподавательского состава были созданы постоянные рабочие места, условия работы на полную ставку. Была введена система стимулирования их статей или книг, изданных за рубежом. Государство выделяет большие средства на прохождение повышения квалификации за рубежом. Упрощен порядок присвоения ученых званий. Принудительный труд полностью искоренён во всех ступенях образования. Были учреждены награды ученым, которые воспитывают талантливую молодежь, являются их научными руководителями. Одним словом, Президент поднял уровень материальной и духовной поддержки ученых на высший уровень. Самое главное, что этот процесс продолжается. Но, к сожалению, уровень потенциала, качества и эффективности, честности и порядочности, требуемых от профессоров и преподавателей, остается низким.

Встречаются случаи, когда ученые, работающие в вузах, с холодком относятся к своей работе. Результативность научной работы не на требуемом уровне. При беседе с ними 5-10 лет назад они пожаловались бы на ежегодное сокращение рабочих мест, на низкую заработную плату, на принудительный труд, на недостойную оценку труда ученых. Сегодня совсем другая картина. Люди науки пользуются уважением и почетом. Они достойно поощряются материально согласно своей работе. Теперь дело в результате. Мы должны дать достойное образование нашим детям сегодня, чтобы наши люди в будущем могли жить хорошо. Наши ученые должны отказаться от лекций 20-30-летней давности, идти в ногу со временем. Совершенно невозможно примириться с незнанием иностранного языка, с неиспользованием Интернета, с незнанием современных технологий.

Исторически сложилось так, что учащиеся из сотен стран приезжали учиться в медресе Улугбека в Самарканде и Академию Мамуна в Хорезме. Процветает та страна, где развита наука. Там нация восстанавливается. Остальным придется считаться. Сегодня миром правят не страны с мощным оружием и сильной армией, а народы с высоким уровнем образования и качественными знаниями.

Во время тоталитарного режима и, к сожалению, даже в годы независимости науке, в результате того, что ученым не уделялось должного внимания, мы отстали в плане науки, современных технологий. Что делать? Как сказал Президент, нам нужно посылать на учебу нашу молодежь в развитые страны. Нам нужно приглашать иностранных преподавателей. У нас нет другого выбора. Только тогда все изменится.

Сегодня Самаркандский государственный университет сотрудничает примерно со 160 университетами мира. Ряд всемирно известных ученых проводят онлайн-занятия для наших студентов. Среди них два Нобелевских лауреата. Подписан меморандум между СамГУ и Финским университетом Турку. Согласно ему, при СамГУ создается Узбекско-финский педагогический институт. Уже налажена практика привлечения заведующих кафедрами и профессоров из-за рубежа. Но мы знаем, что этого недостаточно. В будущем мы планируем приглашать деканов и проректоров из-за рубежа. Самое главное, что интерес и стремление зарубежных ученых к Узбекистану, к Самарканду вселяет надежду. Международные эксперты положительно оценивают проводимые в Узбекистане реформы, политику открытости, соблюдение прав человека, демократические отношения. В результате, профессора и преподаватели европейских университетов, в течении долгих лет отрицательно относившиеся к Узбекистану, согласились сотрудничать с СамГУ. Это способствует нашим молодым ученым в прохождении стажировок, поступлении в докторантуру. Следует отметить, что только в минувшем 2021 году Чрезвычайные и Полномочные Послы около 10 зарубежных стран в Узбекистане посетили Самаркандский государственный университет и внесли предложения и рекомендации по налаживанию сотрудничества между высшими учебными заведениями. Теперь задача быть активнее. Она заключается в использовании такого внимания и построении партнерских отношений.

Самарканд - это город во внимании всего мира. Гости приезжающие в эту страну, будь то с востока или с запада, конечно же, стараются посетить и СамГУ. Я горжусь интересом и восхищением зарубежных специалистов к Узбекистану. Хочу процитировать Эдуарда Якубова, президента Холонского технологического института в Израиле: - Я призываю лидеров мира последовать примеру Президента Шавката Мирзиёева. За короткий промежуток времени огромные суммы денег были направлены в систему образования Узбекистана. Возросло внимание к международным отношениям. Возросли материальные поощрения ученых. Реформированы все звенья образования. Такой революционный поворот может произвести только человек, который любит и ценит свой народ ... Я слышу такие признания от десятков иностранцев, приехавших в Самарканд.

На вчерашнем заседании Президент с озабоченностью высказался по поводу проблемы учебников в вузах, коррупционных преступлений ... Главное, он снова дал поручение ответственным лицам - дать университетам самостоятельность, повысить престиж кафедр, привлечь в вузы промышленные предприятия, отправить молодых ученых за границу, покрыть определенную часть затрат средствами из бюджета, усилить внимание хокимов регионов к высшим учебным заведениям, обучить профессоров и преподавателей иностранным языкам, повысить научный потенциал вузов.

Мы должны понимать это как бесконечную заботу, внимание, условия и, если можно так выразиться, дополнительную возможность, предоставленную нам нашим Президентом, и мы должны соответствующим образом отреагировать.

У Алишера Навои есть такие мудрые высказывания: «Ученый - тот, кто учится, спрашивая о том, чего не знает, себе тиран тот, кто, стесняясь не спрашивает. Мало-помалу изучая человек становится мудрым, собираясь по каплям образуется река. Тот, кто избегает обучения - ленивый ... Тот, кто учится путем упорного труда - мудрец» ...

Основываясь на жизненном опыте, хочу сказать, что, в первую очередь, нам нужно привить нашим профессорам, учителям и интеллигенции чувство принадлежности к стране и народу, любовь к Родине, чувство ответственности перед нацией. Тогда эти идеи будут сильны и в воспитанных ими молодых людях. Мы не должны забывать, что наше воспитание определит нашу судьбу.

Это означает, что ошибка учащегося-обучаемого не должна вызывать беспокойства. Этого не должны бояться. Однако учитель-обучающий не имеет права ошибаться. Потому что его ошибка будет стоить очень и очень дорого. Мы должны понимать, что реформы, начатые в Узбекистане, никогда не вернуть вспять. Достойные будут в одном ряду. Остальных же сам прогресс отстранит в сторону. Из этой горькой правды мы должны сделать соответствующие выводы.

Рустам ХАЛМУРАДОВ,
ректор Самаркандского государственного
университета, профессор,
член Сената Олий Мажлиса.
Интересное по теме:
Комментарии
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Почти у половины узбекистанцев есть кредиты — опрос UPL

Корреспондент UPL провёл опрос среди читателей. В опросе приняли участие 1 036 человек. Читателям задали следующий вопрос: «Есть ли у вас кредит?».
Вчера, 20:19 11

В Uzum Nasiya прокомментировали скандальную ситуацию с предпринимателями

В связи с многочисленными обращениями пользователей и продавцов по поводу блокировки аккаунтов, компания Uzum Nasiya провела тщательный анализ всех
Вчера, 19:58 4

Известный художник нарисовал карикатуру о матче Узбекистана с Катаром — фото

Известный карикатурист-художник Хамид Сахари анонсировал свою творческую работу по поводу матча Катар-Узбекистан в рамках отборочного турнира
Вчера, 17:41 6

Узбекистанцам рассказали, как избежать проблему «маленького стажа» при назначении пенсии

Гражданам Узбекистана рассказали, как решить проблему «невидимого» стажа. Об этом сообщила пресс-служба Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
Вчера, 12:04 10

Убил ребёнка из-за ревности к девушке: В Ташкенте начался суд по делу зверского убийства 3-летнего мальчика

15 ноября текущего года в Мирзо-Улугбекском суде по уголовным делам началось рассмотрение резонансного дела об убийстве трёхлетнего ребёнка. По
Вчера, 11:41 16