Британская газета Financial Times во вторник опубликовала обширную статью, посвященную преобразованиям в Узбекистане после смены руководства страны. Краткий обзор материала подготовило ИА «Жахон».
Автор статьи Найл Бакли отмечает, что Президент Шавкат Мирзиёев предпринял ряд смелых шагов, призванных открыть страну внешнему миру. В их числе — освобождение политзаключенных и исключение из так называемых «черных списков» тысяч лиц, которым ранее создавались помехи в поездках и получении работы.
Отдельно подчеркивается запуск виртуальной приемной главы государства, в которую уже обратились более 1,6 миллиона человек для решения проблем личного и общественного характера. Более свободными стали средства массовой информации, которые публикуют критические материалы. В прошлом году был создан круглосуточный новостной телеканал «Узбекистан 24» с программами на политические темы и выступлениями чиновников разных уровней.
Говоря о преобразованиях в сфере экономики, журналист FT напоминает инициативу Президента о введении двухлетнего моратория на внеплановые проверки бизнеса. В качестве важной меры называется создание специальных экономических зон, предлагающих налоговые льготы для инвесторов.
«Республика обладает достаточным запасом природных ресурсов, чтобы быть самодостаточной в плане поставок дешевой энергии. Намечаются амбициозные планы по диверсификации сельского хозяйства, наращиванию пищевых, фармацевтических заводов, развитию туризма. Узбекистан возобновил переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию после 10 лет перерыва. В республике начал свою деятельность Европейский банк реконструкции и развития».
Движущей силой преобразований Найл Бакли называет создание рабочих мест для быстрорастущего молодого поколения. Обозреватель напоминает, что более половины населения республики составляет молодежь в возрасте до 30 лет, а на рынок труда ежегодно выходит 600 тысяч человек.
Актуальность тематики продемонстрировала трагедия в Казахстане, когда 52 узбекистанца погибли при пожаре автобуса, в котором они направлялись в Россию на заработки. Журналист отдельно выделяет реакцию главы государства на это событие:
«Шавкат Мирзиёев обещал создать экономические условия для возвращения молодых узбекистанцев на родину. „Что я скажу их родителям?“ — задался вопросом Президент и добавил: „Если бы мы справлялись со своей работой, таких событий могло бы и не быть“».
В сентябре 2017 года в Узбекистане были отменены валютные ограничения, которые хоть и привели к обесцениванию национального сума, но устранили значительные препятствия для внешней торговли и инвестиций. «В целом, в Узбекистане, как осторожно предполагает один иностранный чиновник, заканчиваются холодные времена и наступает оттепель», — говорится в публикации.
По мнению британского журналиста, изменения в Узбекистане могут иметь масштабные последствия. Будучи стержневым государством региона, республика граничит со всеми странами Центральной Азии, а также с Афганистаном. Реформы в Узбекистане, убежден автор, если они будут продолжены, покажут, что «преобразования возможны». Кроме того, они способны ослабить изоляционизм, который был присущ внешней политике Узбекистана, и сделать его важным игроком в «Новой большой игре», ведущейся Россией, Китаем и США за влияние на сердце Евразии.