Сегодня, Президент Шавкат Мирзиёев подписал сразу два постановление, — об этом сообщает УзА. Ниже приводим тексты документов:
1. "О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения"
1. Одобрить разработанную Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов Республики Узбекистан «Дорожную карту» по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения согласно приложению.
2. Установить, что:
для Государственного фонда содействия занятости при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее – Фонд содействия занятости) в 2018 году будет выделено 150 миллиардов сумов за счет дополнительных поступлений в Республиканский бюджет, а начиная с 2019 года в параметрах бюджета будут предусматриваться дополнительные средства в сумме не менее 300 миллиардов сумов;
с 15 июля 2018 года источники формирования средств Фонда стимулирования труда работников и укрепления материально-технической базы органов по труду (далее – Фонд стимулирования труда) расширяются за счет увеличения с 5 до 10 процентов размера отчислений Фонда содействия занятости в Фонд стимулирования труда;
доходы в объеме 50 процентов, получаемые от размещения свободных остатков средств внебюджетных фондов при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан на депозиты в коммерческих банках, направляются в Фонд стимулирования труда.
3. Согласиться с предложением Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента о создании региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и г. Ташкента (далее – региональные фонды) в форме государственных учреждений.
Определить источниками формирования средств региональных фондов:
ежеквартальные поступления в размере до 40 процентов от перевыполнения прогнозных параметров доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и г. Ташкента;
гранты и безвозмездную помощь отечественных, зарубежных и международных организаций;
средства благотворителей – физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан, предоставляемые в установленном порядке;
другие источники, не запрещенные законодательством.
4. Определить основными задачами региональных фондов:
открытие кредитных линий в коммерческих банках республики для последующей кредитной поддержки субъектов предпринимательства, предусматривающих создание устойчивых рабочих мест, особенно в сельской местности;
создание в трудоизбыточных районах на условиях государственно-частного партнерства предприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест преимущественно для социально уязвимых слоев населения, с условием дальнейшей реализации доли региональных фондов в созданных предприятиях частным партнерам;
реализацию других мероприятий, направленных на создание рабочих мест и обеспечение занятости населения по решениям председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента.
5. Освободить региональные фонды в части доходов от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды с целевым направлением высвобождаемых средств на реализацию основных задач региональных фондов.
Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок обеспечить утверждение типового устава регионального фонда.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в месячный срок утвердить уставы региональных фондов на основе утвержденного типового устава.
6. Определить, что:
а) не менее 50 процентов средств, выделяемых Фонду содействия занятости из Республиканского бюджета, и средства региональных фондов, формируемые в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего постановления, направляются преимущественно на открытие кредитных линий в АКБ «Микрокредитбанк», АКБ «Агробанк» и АКБ «Халк банки» для последующего выделения указанными банками микрокредитов на реализацию в районах и городах республики малых и мини-проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест;
б) микрокредиты выделяются субъектам малого предпринимательства, фермерским и дехканским хозяйствам, субъектам семейного предпринимательства для:
организации теплиц, приобретения семян, саженцев, скота и птицы, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов, оросительных устройств (насосы, артезианские скважины и др.) в целях развития производства в личных подсобных и дехканских хозяйствах;
приобретения современного мини-оборудования и сырья для переработки, хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции, производства строительных материалов, продовольственных и непродовольственных потребительских товаров;
создания и оснащения предприятий в сфере услуг, особенно бытовых, ремонтных, образовательных, медицинских, информационно-коммуникационных и иных востребованных видов услуг;
развития надомного труда, особенно среди женщин, в сельских районах;
других направлений, с учетом производственной специализации районов и городов, имеющихся минерально-сырьевых, земельных, сельскохозяйственных и других ресурсов;
в) микрокредиты предоставляются в сумме до 500-кратного размера минимальной заработной платы сроком до 3-х лет, с льготным периодом 6 месяцев, по процентной ставке в размере 50 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, включая маржу коммерческого банка в размере 50 процентов от ставки выделяемого кредита.
При этом микрокредиты могут выделяться без залогового обеспечения безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, гражданам, вернувшимся из трудовой миграции, женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, членам малообеспеченных семей и другим социально уязвимым слоям населения в сумме не более 100-кратного размера минимальной заработной платы.
Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок утвердить порядок выделения микрокредитов, предусмотренных в абзаце втором подпункта «в» настоящего пункта.
7. Установить, что:
индивидуальные предприниматели, организовавшие в сельских районах, за исключением населенных пунктов численностью населения более 5 тысяч человек, деятельность по оказанию парикмахерских услуг, услуг по пошиву одежды по индивидуальным заказам, ремонту обуви, а также организовавшие общественные бани, освобождаются от уплаты всех налогов до 1 июля 2023 года;
индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты фиксированного налога, уплачиваемого за каждого нанятого работника;
субъекты семейного предпринимательства без образования юридического лица вправе нанимать до 3 постоянных работников, с заключением с ними трудового договора, а также привлекать в качестве участников субъекта семейного предпринимательства без образования юридического лица других близких родственников, достигших трудоспособного возраста, включая супругов детей и внуков, достигших трудоспособного возраста, братьев и сестер, их супругов и детей, достигших трудоспособного возраста;
индивидуальные предприниматели, впервые получившие микрокредит в соответствии с пунктом 6 настоящего постановления, освобождаются от уплаты фиксированного налога в течение 6 месяцев с даты его получения;
индивидуальные предприниматели уплачивают ежемесячный фиксированный налог от услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3 тонн по ставке в 2-кратном размере минимальной заработной платы.
8. Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству финансов Республики Узбекистан ввести в действие с 1 августа 2018 года систему страхования по безработице за счет средств Фонда содействия занятости, предусматривающую предоставление единовременных субсидий:
безработным лицам, зарегистрированным в центрах содействия занятости населения, желающим начать предпринимательскую деятельность, на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации малых предприятий и микрофирм – в размере 2 минимальных заработных плат;
организациям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью, сверх установленного зарезервированного минимального количества (квоты), – в размере 2 минимальных заработных плат ежемесячно за каждого принятого работника, с условием сохранения занятости принятых на работу лиц данной категории в течение не менее 12 месяцев с даты превышения минимального количества (квоты);
работодателям для финансирования затрат на профессиональное обучение и повышение квалификации работников из числа социально уязвимых слоев населения, в том числе лиц с инвалидностью, принятых на работу по направлению центров содействия занятости населения, – в размере 3 минимальных заработных плат на каждого работника.
9. Министерству занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан обеспечить:
выделение грантов учреждениям профессионального образования из Фонда содействия занятости для финансирования затрат на профессиональное переобучение безработных лиц, зарегистрированных в центрах содействия занятости населения, особенно девушек и женщин из малообеспеченных семей;
совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан проработку вопроса внедрения с 2018/2019 учебного года в общих средних образовательных учреждениях программы профессиональной ориентации, предусматривающей проведение курсов профессиональной ориентации для учеников старших классов, с созданием ситуационных кабинетов, оснащенных мультимедийными средствами, описывающими основные характеристики и профессиональные стандарты профессий, которыми хотят овладеть учащиеся;
совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике внедрение с 1 сентября 2018 года механизма учета в качестве занятых граждан, работающих в личных подсобных хозяйствах на основании подтверждающих сведений руководителей секторов по социально-экономическому развитию, органов самоуправления граждан и заявлений граждан;
широкое разъяснение среди населения и субъектов предпринимательства, в том числе в средствах массовой информации, сути и значения настоящего постановления.
10. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
2. "О дополнительных мерах по повышению эффективности коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности"
1. Считать основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:
ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики республики;
стимулирование процессов формирования междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов;
ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков;
проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, способствующих созданию высокотехнологичных производств;
направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации, отвечающих современным требованиям динамичного развития страны.
2. Определить основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:
реализацию товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;
создание коммерческих организаций, одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставный фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;
передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.
3. Утвердить перечень разработок, подлежащих коммерциализации путем приобретения их на договорной основе министерствами и ведомствами, согласно приложению.
Установить, что за несвоевременное и некачественное осуществление коммерциализации указанных в приложении разработок, к лицам, ответственным за их внедрение, принимаются меры дисциплинарного взыскания в виде штрафа в размере не более тридцати процентов среднего месячного заработка.
4. Министерству финансов совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и последующие годы в рамках выделяемых средств по статье «наука» предусматривать направление не менее 20 процентов средств на:
финансирование проектов государственно-частного партнерства, направленных в том числе на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики;
выделение грантов на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами.
5. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан о введении с 1 октября 2018 года дополнительных единовременных вознаграждений:
авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения;
авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учреждения от их коммерциализации.
6. Установить, что:
результаты научной и научно-технической деятельности, созданные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением результатов фундаментальных исследований, а также проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке;
научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны.
7. Возложить ответственность на Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям за обеспечение на постоянной основе привлечения инвестиций для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.
8. Рекомендовать органам хозяйственного управления и крупным государственным предприятиям активное финансирование мероприятий, связанных с разработкой и внедрением новой техники и экологически чистых технологий, позволяющих заменить неэффективную и морально устаревшую инфраструктуру, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды.
9. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с:
а) заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основе результатов изучения передового зарубежного опыта и национальной практики внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение:
Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау);
Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;
б) Академией наук Республики Узбекистан и Министерством высшего и среднего специального образования в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению критериев оценки эффективности деятельности учреждений, предусмотрев одним из основных критериев количество коммерциализированных результатов научной и научно-технической деятельности;
в) Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям оказывать содействие учреждениям в подготовке технико-экономического обоснования для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, готовых к внедрению на производстве.
10. Агентству по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан обеспечить предоставление Министерству инновационного развития Республики Узбекистан на постоянной основе информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, для обновления интерактивного Интернет-портала «Виртуальная ярмарка инноваций».
11. Установить, что:
государственные стандарты на инновационную продукцию разрабатываются техническими комитетами по стандартизации при органах государственного и хозяйственного управления по заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;
государственные стандарты на инновационную продукцию должны содержать предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий и соответствовать международным стандартам или национальным стандартам развитых зарубежных стран;
покрытие расходов на регистрацию государственных стандартов и получение сертификатов на новую инновационную продукцию с целью организации опытного и серийного производства осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
12. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать дипломатическими средствами содействие учреждениям в коммерциализации ими результатов научной и научно-технической деятельности за рубежом, а также в их продвижении на международные рынки.
13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, городов (районов) ежегодно совместно с центрами инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте формировать портфель заказов хозяйствующих субъектов на научно-прикладные и инновационные проекты и разработки ученых республики.
14. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.