Президент Шавкат Мирзиёев подписал новый указ "О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте", — об этом сообщает УзА.
В документе говорится:
1. Принять предложение Кабинета Министров, Министерства юстиции Республики Узбекистан, хокимията города Ташкента о проведении с 1 сентября 2018 года правового эксперимента по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте, предусматривающего:
образование аппарата хокимов города Ташкента и районов, входящих в его состав (далее – районы), на базе соответственно аппаратов управления хокимиятов города Ташкента и районов, структура и штаты которых устанавливаются и изменяются соответствующим хокимом в пределах бюджета, утвержденного Кенгашем народных депутатов;
назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства строительства, Министерства жилищно-коммунального обслуживания и Государственного комитета по инвестициям Республики Узбекистан по городу Ташкенту хокимом города Ташкента по согласованию с соответствующим министром, а руководителей их районных подразделений – хокимом района по согласованию с руководителем соответствующего территориального органа государственного управления;
кардинальное сокращение территориальных межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы и другие) с участием хокима города Ташкента и его заместителей, наделенных государственно-властными полномочиями, с передачей их задач и функций соответствующим территориальным органам государственного управления.
2. Передать в подчинение хокимов города Ташкента, районов и структуру аппарата хокимов города Ташкента, районов соответственно:
Главное управление экономики и комплексного развития территорий города Ташкента и районные отделы экономики и комплексного развития территорий;
Главное финансовое управление хокимията города Ташкента и финансовые отделы хокимиятов районов;
Главное управление строительства города Ташкента и отделы строительства районов;
Главное управление жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента и отделы жилищно-коммунального обслуживания районов;
территориальное управление Государственного комитета по инвестициям по городу Ташкенту и отделы по инвестициям районов.
3. Установить в городе Ташкенте следующий порядок организации работ органов государственного управления, указанных в пункте 2 настоящего Указа:
а) республиканские органы государственного управления осуществляют:
единую государственную политику в соответствующих сферах;
методическое обеспечение и координацию деятельности территориальных органов государственного управления;
единую кадровую политику, направленную на укомплектование соответствующих структур квалифицированными кадрами;
б) хокимы города Ташкента и районов осуществляют общее руководство деятельностью территориальных органов государственного управления города Ташкента и районов, организуют эффективное выполнение возложенных на них задач;
в) территориальные органы государственного управления города Ташкента подчиняются хокиму города Ташкента и представляют отчет о своей деятельности в соответствующий республиканский орган государственного управления;
г) территориальные органы государственного управления районов города Ташкента подчиняются хокиму района и представляют отчет о своей деятельности в соответствующий территориальный орган государственного управления города Ташкента.
4. Одобрить предложения хокимията города Ташкента о:
а) создании Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий города Ташкента на базе Специализированного управления по содержанию, эксплуатации и ремонту каналов при Главном управлении благоустройства города Ташкента, определив его основными задачами:
проведение единой технической политики по содержанию каналов
и сооружений на них, расположенных на территории города Ташкента;
обеспечение надлежащего санитарного состояния и технической надежности каналов и водохозяйственных сооружений, расположенных
на территории города Ташкента;
подготовку каналов для надежной эксплуатации и содержания их в рабочем состоянии;
осуществление функций по комплексному и кардинальному улучшению санитарной очистки каналов, благоустройству прилегающей к каналам территории в соответствии с санитарными, экологическими нормами и правилами;
осуществление реконструкции городских участков каналов путем бетонирования их русел, формирование вдоль набережных рекреационной зоны с применением современной ландшафтной архитектуры;
повышение эффективности использования выделенных средств, материально-технических ресурсов, специальной техники и оборудования, в том числе с внедрением водо-, энергосберегающих технологий;
б) создании в структуре исполнительной власти города Ташкента Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента, определив его основными задачами:
совершенствование системы организации, управления, разработки
и применения эффективных механизмов регулирования и развития городского транспорта;
разработку городских программ в сфере транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а также парковочного пространства;
повышение надежности, безопасности и комфортности функционирования городского пассажирского транспорта;
планирование, проектирование, внедрение безопасных и эффективных программ и схем организации дорожного движения, в том числе систем регулирования дорожного движения, современных интеллектуальных информационно-коммуникационных систем для обеспечения эффективности использования дорог, дорожных объектов и дорожно-транспортных сооружений;
координацию деятельности организаций города Ташкента, в том числе коммунальных и эксплуатационных организаций, вне зависимости от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, в сфере эксплуатации и строительства объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов.
5. Ввести должности:
первого заместителя хокима города Ташкента по вопросам архитектуры, капитального строительства и развития коммуникаций, упразднив должность первого заместителя хокима города Ташкента по вопросам капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства;
заместителя хокима города Ташкента – начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания, упразднив должность начальника Главного управления жилищно-коммунального обслуживания города Ташкента;
заместителя хокима города Ташкента – начальника Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий города Ташкента;
руководителя аппарата хокима города Ташкента.
6. Установить, что:
хоким города Ташкента и хокимы районов возглавляют исполнительную власть на соответствующей территории в соответствии с примерными структурами согласно приложениям №№ 1 и 2;
организационное, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Кенгашей народных депутатов города Ташкента и районов осуществляется их секретариатами, создаваемыми в соответствии с настоящим Указом, а хокимов и их заместителей – аппаратом соответствующего хокима;
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента подчиняется хокиму города Ташкента;
штатная численность Управления по эксплуатации каналов и благоустройству прилегающих к ним территорий, а также Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Ташкента определяется хокимом города Ташкента;
сумма перевыполнения утвержденных параметров от отчисляемых налогов между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом города Ташкента, в части республиканского бюджета Республики Узбекистан, перечисляется в местный бюджет города Ташкента.
7. Упразднить:
территориальные межведомственные коллегиальные органы (комиссии, советы) с участием хокима города Ташкента и его заместителей с передачей их задач и функций уполномоченным органам согласно приложению № 3;
государственные унитарные предприятия при хокимияте города Ташкента в установленном порядке согласно приложению № 4.
8. Рекомендовать Кенгашам народных депутатов города Ташкента и районов:
образовать действующий на постоянной основе секретариат Кенгаша народных депутатов, финансируемый за счет средств местного бюджета и возглавляемый секретарем Кенгаша народных депутатов из числа депутатов, а также утвердить его структуру;
усилить работу по осуществлению депутатского, общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти на местах, в том числе путем утверждения и исполнения ежемесячных планов работы Кенгаша народных депутатов по систематическому и критическому анализу деятельности хокимов и территориальных органов государственного управления.
9. Предоставить право:
а) Кенгашу народных депутатов города Ташкента:
устанавливать за счет перевыполнения прогноза доходов местных бюджетов надбавку к должностным окладам работников секретариатов Кенгашей народных депутатов в размере до 200 процентов от их должностного оклада по результатам оценки их деятельности;
выдавать гарантии и поручительства от имени города Ташкента в пользу юридических лиц и физических лиц за счет средств бюджета города Ташкента, в пределах размера резервного фонда и с последующим уведомлением об этом Министерства финансов Республики Узбекистан;
б) хокиму города Ташкента и хокимам районов устанавливать за счет перевыполнения прогноза доходов местных бюджетов надбавку к должностным окладам работников аппарата хокимов города Ташкента и районов, а также территориальных органов государственного управления в размере до 200 процентов от должностного оклада по результатам оценки их деятельности.
10. Ввести в действие с 1 октября 2018 года на территории города Ташкента:
отчисления по отдельным видам поступлений, перераспределяемые между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом города Ташкента, согласно приложению № 5;
дополнительные поступления, зачисляемые в полном объеме в доходы бюджетов районов, согласно приложению № 6.
11. Утвердить «дорожную карту» по коренному реформированию системы управления города Ташкента (далее – «дорожная карта») согласно приложению № 7.
Возложить:
на Службу правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан осуществление контроля и мониторинга за реализацией мероприятий, предусмотренных «дорожной картой»;
на хокима города Ташкента, руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных «дорожной картой».
12. Хокиму города Ташкента в срок до 1 октября 2018 года обеспечить проведение международного конкурса на разработку проектов концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента.
Возложить функции заказчика по разработке концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента на аппарат хокима города Ташкента.
13. Определить источниками финансирования разработки проекта концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства субъектов предпринимательства, привлекаемые на условиях государственно-частного партнерства.
14. Хокиму города Ташкента внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
до 1 января 2019 года проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении концепции генерального плана города Ташкента;
до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции генерального плана города Ташкента – проект постановления Президента Республики Узбекистан об утверждении генерального плана города Ташкента.
15. Министерствам и ведомствам оказывать содействие аппарату хокима города Ташкента при разработке проектов концепции генерального плана города Ташкента и генерального плана города Ташкента, обеспечивать в пределах компетенции материалами, необходимыми для их качественной и своевременной разработки.
16. Установить, что до утверждения генерального плана города Ташкента и четкого определения перспектив архитектурного развития столицы:
запрещается проведение работ по сносу, реконструкции и капитальному строительству в старогородской части города Ташкента;
при строительстве новых жилых массивов в других районах города Ташкента в обязательном порядке предусматривается комплексное размещение социальных объектов и расширение инженерно-коммуникационных сетей.
17. Разрешить хокиму города Ташкента привлекать свободные средства населения на рентабельные инвестиционные проекты, одобренные или разработанные Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, путем эмиссии ценных бумаг в виде облигаций города Ташкента или акций вновь создаваемых хозяйственных обществ.
Министерству финансов и Центру по координации и развитию рынка ценных бумаг при Госкомконкуренции Республики Узбекистан оказать хокиму города Ташкента содействие в осуществлении эмиссии ценных бумаг.
18. Одобрить предложение хокима города Ташкента, Министерства строительства и Госкомконкуренции Республики Узбекистан о создании на базе:
государственных унитарных предприятий «ИК «Служба единого заказчика», «Управление капитального строительства», «Тошкентуй-жойкурилиш» и «Моддий-техник таъминотбошкармаси» инжиниринговой компании «Тошкенткурилишинвест» в форме государственного унитарного предприятия, определив его в качестве единого заказчика по организации на территории города Ташкента строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов за счет централизованных источников финансирования;
государственного унитарного предприятия «Департамент по эксплуатации административных зданий» Центра по управлению муниципальными активами в форме государственного унитарного предприятия, возложив на него задачи по эффективному управлению муниципальным имуществом, в том числе государственными предприятиями и долями в уставном фонде хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности.
Разрешить хокиму города Ташкента часть доходов, поступающих от управления муниципальными активами и сдачи их в аренду, направлять в том числе на материально-техническое обеспечение деятельности аппарата хокима города Ташкента и материальное стимулирование его работников.
19. Установить порядок, в соответствии с которым формирование списков территорий, предоставляемых для размещения сооружений объектов внешней рекламы, осуществляется Главным управлением строительства города Ташкента совместно с органами внутренних дел и территориальными подразделениями Госкомконкуренции Республики Узбекистан.
Определить, что все средства, поступающие от выдачи разрешения, за вычетом расходов на проведение электронных аукционных торгов, направляются в бюджеты районов города Ташкента.
20. Хокиму города Ташкента обеспечить создание интерактивных порталов аппарата хокимов города Ташкента и районов, позволяющих в режиме реального времени:
а) получать от граждан предложения по расходованию определенной части средств местного бюджета, в том числе средств Фонда благоустройства и улучшения благосостояния города Ташкента, привлекаемых средств за счет выпуска облигаций города Ташкента, с их направлением на цели, которые получили наибольшее число голосов;
б) наблюдать за поступлениями в местный бюджет, а также вести мониторинг их расходования путем фиксирования осуществляемых мероприятий и количества израсходованных на них средств с обеспечением прозрачности и открытости;
в) осуществлять взаимодействие аппарата хокимов города Ташкента и районов с жителями соответствующей территории путем:
приема предложений и замечаний жителей столицы по вопросам совершенствования жилищно-коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры, благоустройства территорий;
оперативного реагирования хокимов и работников аппарата хокима на предложения и замечания жителей столицы;
контроля за исполнением предложений и замечаний жителей столицы;
открытого формирования очереди и списка лиц, претендующих на доступное жилье в городе Ташкенте;
размещения программ развития территорий, строительства и реконструкции объектов, приема предложений субъектов предпринимательства;
определения рейтинга хокимов районов и руководителей территориальных органов государственного управления по итогам голосования жителей столицы.
21. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
оказывать содействие Кенгашам народных депутатов города Ташкента и районов в организации и осуществлении эффективного депутатского контроля за деятельностью органов исполнительной власти города Ташкента и районов;
внедрить практику проведения обсуждений на заседаниях Кенгаша народных депутатов вопросов, вносимых на рассмотрение в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
рассматривать на своих заседаниях вопросы социально-экономического развития территорий по обращениям Кенгашей народных депутатов.
22. Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по определению подразделений, ответственных за обеспечение соблюдения законодательства и правопорядка в сфере эксплуатации каналов и благоустройства прилегающих к ним территорий в городе Ташкенте.
24. Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок:
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами провести инвентаризацию законодательства на предмет выявления несвойственных и дублирующих функций органов государственной власти на местах, по результатам внести предложения по их оптимизации;
совместно с Госкомконкуренции, Министерством финансов Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах внести предложения по конкретному разграничению публичной собственности на республиканскую и муниципальную собственность;
внести предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство по совершенствованию, а также упорядочению регулирования деятельности органов государственной власти на местах.
25. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
с учетом международного опыта в срок до 1 декабря 2018 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О статусе столицы Республики Узбекистан»;
по итогам проведенного правового эксперимента в городе Ташкенте в срок до 1 июля 2019 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» в новой редакции.
26. Министерству финансов Республики Узбекистан внести изменения в параметры республиканского бюджета Республики Узбекистан и местного бюджета города Ташкента в соответствии с настоящим Указом.
27. Счетной палате и Главному управлению государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан
на системной основе осуществлять контроль за целевым использованием средств местных бюджетов при исполнении требований настоящего Указа.