Советник Председателя Национального банка Казахстана Тулеуов Олжас в недавнем интервью говоря о выгодах для Казахстана от интеграции в ЕАЭС, также высказался и относительно педалируемой в последние годы в информационном пространстве темы конкуренции за лидерство между Узбекистаном и Казахстаном в Центральной Азии. В частности, им было сказано:
Я вижу большой потенциал (ред.: относительно интеграции в ЕАЭС и в частности с Россией) в региональной интеграции Казахстана в Центральной Азии. Потому что, учитывая, что происходит либерализация экономики, вообще политики, в Узбекистане, хотя это, на мой взгляд большой миф, что каждый год выходят статьи под конец года, что Узбекистан стал номер один страной, там все прекрасно. Я часто общаюсь с коллегами, с друзьями из Узбекистана, они говорят, что на самом деле не совсем так. Конечно, есть подвижки, но это все не так, как преподносится. Я думаю, что в ближайшие лет 10-15 Узбекистан не добьется тех результатов, которых имел за тот же период времени Казахстан. Но тем не менее я думаю, что вот Узбекистан сейчас тоже как бы наблюдатель в ЕАЭС, он может вступить там. Я думаю, что в этом направлении Казахстану нужно усиливать интеграцию.
Здесь возникает вопрос: откуда такая уверенность, что Узбекистан не добьется таких результатов как Республика Казахстан? И вытекающий из первого второй вопрос: каких именно результатов или результатов в каких направлениях? Если уж говорить, то конкретно. Понятно, когда представители СМИ, экспертное сообщество проводит подобные параллели. Однако, когда об этом говорит официальное лицо достаточно высокого уровня, при этом обобщенно и без конкретики – это звучит несколько некорректно и к тому же вызывает много вопросов.
Корректные сопоставления
Даже поверхностные сопоставления по динамике развития экономики и отдельных отраслей говорят об обратном. Так, темпы роста ВВП Узбекистана в последние годы остаются выше, чем в Казахстане. По данным статистического комитета СНГ ВВП Узбекистана в 2019 г. к 2010 г. увеличился на 76%, тогда как ВВП Республики Казахстан (РК) на 44%. Промышленное производство с 2000 года увеличилось в Узбекистане в 2,7 раза, а в РК в 2,5 раз. Объем выпуска продукции сельского хозяйства за тот же период в Узбекистане увеличился в 2,7 раза, в РК в 1,9 раза.
Кроме того, относительно сельского хозяйства нужно отметить примечательный факт: по статистическим данным времен СССР в 1988 г. объем выпуска сельскохозяйственной продукции в Казахской ССР (КазССР) был выше, чем в Узбекской ССР (УзССР). В 1988 г. продукция сельского хозяйства в КазССР в сопоставимых ценах 1983 г. составляла 15,8 млрд. руб., тогда как в УзССР – 10,9 млрд. руб. В 2019 г. объем сельхозпродукции в РК составил 5216,5 млрд. тенге (13,5 млрд. долл.), а в РУз – 224265,9 млрд.сум (25,4 млрд. долл.)
Инвестиционная активность в двух странах является одним из важных и достаточно наглядных показателей. Инвестиции в основной капитал увеличились с 2000 г. в Узбекистане в 10,4 раза, в РК в 7,6 раз (см график 1).
Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ
_____________
1. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств. Электронный источник: cisstat.
2. Народное хозяйство СССР в 1988 году. Статистический ежегодник Госкомстата СССР. Москва: “Финансы и статистика”, 1990 г., с. 418.
3. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств. Электронный источник: cisstat.
Из графика видно, что на протяжении длительного времени инвестиции в экономику Казахстана шли опережающими темпами. Однако, в последние годы ситуация начала меняться. Либерализация экономики Узбекистана в последние годы, проводимые реформы, не только в сфере экономики, но в других областях жизнедеятельности государства и общества, привели к резкому притоку инвестиций в экономику (см. график 2).
Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ
При этом, необходимо учитывать фактор различающейся в достаточной степени структуры экономик двух стран. Существенные различия в сложившейся модели экономического развития определяют и различные подходы правительств двух стран в решении как текущих, так и долгосрочных задач. Поэтому давать голословный прогноз развития соседнего государства не совсем корректно.
К примеру, промышленное производство в Узбекистане более диверсифицировано, тогда как в РК наблюдается сильное смещение в сторону добывающей промышленности. Так, в РК на долю добывающей промышленности приходится 55,4% от всего объема промышленного производства, на обрабатывающую – 38,5%. В Узбекистане основная часть приходится на обрабатывающее производство – 79%, тогда как на добывающую – 13,5% (см. график 3).
Даже вышеприведенные поверхностные сопоставления дают основание говорить о некорректности безапелляционного сравнения уровень развития двух стран. При этом, сразу следует оговорится, что здесь не принижается значимость результатов экономического развития Казахстана, а речь в первую очередь о том, что экономики двух стран развиваются исходя из своих сравнительных конкурентных преимуществ. Если в Казахстане изначальные предпосылки – большие запасы углеводородов, металлов, благоприятные условия для развития зерноводства и мукомольной промышленности определили структурные особенности развития экономики Казахстана, то в Узбекистане, такими факторами являются наличие значительного человеческого ресурса, благоприятные условия для развития плодоовощеводства, цветной металлургии, легкой промышленности и др.
Источник: Национальные статистические ведомства РК и РУз
Если же речь идет о том, насколько эффективно используются и развиваются сравнительные преимущества проводимой политикой, то здесь также нельзя однозначно говорить, что в Казахстане сложившаяся институциональная система государственного и хозяйственного управления является более эффективной, чем в Узбекистане, или что в Узбекистане ресурсы используются более продуктивно, чем в РК. Надо отметить, что процессы построения эффективной модели государственного управления после обретения независимости протекают в Казахстане, так же, как и в Узбекистане, с переменным успехом и говорить о каких-то действенных достижениях Казахстана в этой сфере не приходится и сегодня. Подтверждением этому является Послание Президента РК К. Токаева 1 сентября текущего года, в рамках которого была анонсирована реформа государственного сектора. Узбекистан запустил масштабную реформу всей институциональной системы в 2017 г., которая продолжается до сих пор и будет продолжена до тех пор, пока не будут найдены действенные механизмы управления государством и обществом.
В Узбекистане система госуправления продолжает трансформироваться исходя из политического курса руководства страны и потребностей населения и экономики. За последние годы были принято более 100 документов кратко- и долгосрочного развития страны во всех сферах жизнедеятельности. К примеру, в ноябре прошлого года была принята Стратегия развития сельского хозяйства до 2030 г. Для сравнения, в РК в настоящее время разрабатывается пятилетний национальный проект по развитию АПК, в рамках которой закладываются индикаторы, схожие с утвержденными в Узбекистане.
В связи с вышеприведенным хочется отметить, что подобные выводы со стороны человека, занимающего достаточно высокое государственное положение, основанные на «общении с коллегами» без серьезного анализа, вряд ли можно считать обоснованными.
В каких-то направлениях Казахстан принимает те или иные меры, которые затем принимаются и в Узбекистане, в каких-то направлениях Узбекистан внедряет определенные инструменты и механизмы регулирования раньше, чем в Казахстане. Однако, необходимо понимать, что те или иные меры принимаются не столько ради конкуренции между странами за политическое или экономическое превосходство, сколько направлены на рост благосостояния населения, развитие человеческого капитала. А в данном контексте куда важнее не конкуренция, а кооперация, поиск форм сотрудничества, которые приведут к синергии усилий и умножат эффект для обеих сторон. Чем меряться динамикой развития двух соседних стран, куда конструктивнее, продуктивнее и полезнее является дальнейший поиск точек взаимовыгодного сотрудничества на благо двух братских народов.
Не соперничество, а сотрудничество
Собственно, об этом же и О.Тулеуов говорил в интервью: «Я вижу большой потенциал (ред.: относительно интеграции в ЕАЭС и в частности, с Россией) в региональной интеграции Казахстана в Центральной Азии. […] Я думаю, что в этом направлении Казахстану нужно усиливать интеграцию». Как было указано выше, в силу различий в имеющихся экономических ресурсах, экономики Узбекистана и Казахстана являются в большей степени дополняющими друг друга, нежели конкурирующими. И в последние годы, во многом благодаря изменению внешней политики Узбекистана в отношении центральноазиатских государств, данный факт становится все более очевидным. В период 2017-2019 годов заметно увеличились объемы торговли между странами. Так, если в 2016 г. объем внешнеторгового оборота между Узбекистаном и Казахстаном составлял 1,9 млрд. долл., то в 2019 г. он увеличился на 77% и достиг 3,4 млрд. долл. В 2016 г. доля торговли с Казахстаном в объеме внешней торговли Узбекистана составляла 7,8%, а в 2019 г. 8% . По данным Бюро национальной статистики РК товарооборот РК со странами ЦА в 2016 г. составлял 3,1 млрд. долл., а в 2019 г. уже 5,3 млрд. долл., увеличившись таким образом на 72%. Наибольший прирост отмечается в торговле с Кыргызстаном и Узбекистаном. В общем объеме экспорта РК на долю экспорта в Узбекистан в 2019 г. приходилось 3,4%, тогда как в 2016 г. - 2,5%, в импорте в 2019 г. – 3,6%, а в 2016 г. – 2,3%.
В инвестиционном сотрудничестве в 2019 г. отмечается значительный рост инвестиций из Казахстана в Узбекистан, которые увеличились в 23 раза в сравнении с 2017 г. Также отмечается диверсифицированность этих инвестиций. Приведенные цифры демонстрируют уже достигнутые результаты за относительно короткий временной срок. За последние годы в сфере инвестиционного сотрудничества и кооперации произошел качественный сдвиг по сопряжению конкурентных преимуществ двух экономик. Можно привести яркие примеры такого сотрудничества. Так, на территории Казахстана собираются узбекские автомобили, в Узбекистане открылся филиал казахского банка, офис «KazakhExport», облегчено движение товаров на границе и многое другое.
Однако, потенциал наращивания экономического сотрудничества остается огромным и стороны стремятся его реализовать. В настоящее время, реализуется План практических мер по расширению и углублению сотрудничества между Узбекистаном и Казахстаном. Прорабатываются вопросы сотрудничества в области туризма и транспорта, в частности, запуск единой визы “Silk visa”, скоростное железнодорожное сообщение между Туркестаном, Шымкентом и историческими городами Узбекистана. Одним из наиболее перспективных совместных проектов Узбекистана и Казахстана является запуск Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия», который как ожидается, позволит существенно нарастить объемы торговли между двумя странами и довести их до запланированных 5 млрд. долл., достижению которых в текущем году помешала пандемия коронавируса. В перспективе страны планируют нарастить объемы взаимной торговли до 10 млрд. долл.
_____________
1. Расчеты автора на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. Статистические бюллетени «Экспорт-импорт товаров и услуг за 2016 год» и «Экспорт-импорт товаров и услуг за 2019 год».
2. Расчеты автора на основе данных Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Внешняя торговля/ статистический сборник за 2015-2019 годы/ на казахском и русском языках/ 269 стр.
Подводя итог, необходимо отметить, что судя по динамике двусторонних отношений последних лет, правительства Узбекистана и Казахстана целенаправленно движутся в русле политики, ориентированной на взаимовыгодное сотрудничество, снятие любых противоречий или разногласий путем конструктивного диалога, не обращая внимания на инсинуации в информационном пространстве касательно соперничества за лидерство в регионе. В конечном счете нацеленность на сотрудничество будет содействовать ускорению развития обоих стран.
Одил Олимжонов,
доктор экономических наук, профессор.
доктор экономических наук, профессор.