Стало известно, что в Узбекистане снизилась способность населения покупать автомобили. Это следует из отчета Центрального банка Республики Узбекистан.
В сообщении регулятора отмечается, что увеличение в последние годы автокредитов в портфеле банков создает риски из-за возможности резкого снижения цен на машины под влиянием внутренних или внешних шоков.
Например, во время экономического кризиса доходы населения падают. За этим неизбежно следует сокращение спроса на автомобили и падение цен на них. В результате, банки не смогут компенсировать потери по кредитам, продав автомобили, взятые в залог.
Подчеркивается, что в Узбекистане наблюдается снижение способности граждан со средним доходом приобрести автомобиль, несмотря на годовой рост зарплат в 22%.
Высокие темпы роста автокредитования, в свою очередь, еще больше стимулировали спрос на автомобильном рынке. В условиях ограниченного предложения, связанного с высокими таможенными ставками на импорт машин, это приводит к росту цен на автомобили как на сберегательный актив. Вдобавок, усиливающиеся спекулятивные процессы повышают привлекательность инвестиций в авто.
Однако из-за возросшей привлекательности автокредитов увеличился средний срок выплат по ним. В l полугодии текущего года средний срок автокредитования в составил 4,4 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель больше на 0,6 года. В Центробанке видят положительное влияние удлинения среднего срока автокредитов на покупательную способность граждан. Но на автокредитование сохраняются относительно высокие процентные ставки — в районе 24%.
При повышенном спросе на автомобили на первичном рынке резкое изменение объема предложения и быстрые темпы роста средних цен на авто усиливают давление на вторичный рынок. С начала текущего года в Узбекистане количество легковых автомобилей увеличилось на 11%, вследствие чего число машин на 1000 постоянных жителей увеличилось с 86 до 94 единиц.
В сравнении с соседними странами Узбекистан значительно отстает по этому показателю. Это говорит о высоком объеме неудовлетворенного спроса на автомобильном рынке.
В ЦБ обеспокоены тем, что выделенные автокредиты не подкреплены достаточным залоговом обеспечением, что приведет к росту проблемных займов и убытков для банков. В сентябре Центробанк ограничил долю автокредитов в общем кредитном портфеле банков на уровне 25%.
Высокая доля автокредитов в портфеле банков может нести риски концентрации для кредитных организаций по нескольким причинам. Если значительная часть кредитного портфеля банка связана с автокредитами, то его финансовое состояние может сильно зависеть от состояния автомобильного рынка. В случае снижения спроса на автомобили или экономического спада в этой отрасли, банк может столкнуться с проблемами возврата кредитов и увеличением неплатежей.
Стоимость автомобилей с течением времени обычно снижается. Если банк предоставляет кредиты на покупку новых автомобилей, то возникает риск того, что стоимость автомобиля может быстро упасть, а заемщик не сможет погасить кредит полностью при его продаже или возврате.
Автомобиль является долгосрочным активом, который сложно быстро продать или преобразовать в деньги. В случае возникновения финансовых проблем у заемщика, банк может столкнуться с проблемой возврата кредита и реализации залогового автомобиля.
Автокредиты могут быть более рискованными, чем другие виды кредитов, так как они обычно предоставляются на длительные сроки и связаны с высокими суммами. В случае потери работы, экономического спада или других финансовых трудностей, заемщик может не иметь возможности продолжать выплачивать кредит, что может привести к неплатежам и убыткам для банка.
Если большая часть портфеля банка состоит из автокредитов, то эти риски могут накапливаться и угрожать всей банковской системе. Поэтому регуляторы и надзорные органы обычно рекомендуют банкам диверсифицировать свои портфели и снижать концентрацию рисков.
Способность населения покупать автомобили —это экономический показатель, который отражает возможности и доступность для граждан приобретения автомобилей. Он зависит от уровня доходов населения, стоимости автомобилей, наличия финансовых ресурсов для покупки и поддержания автомобиля, а также от наличия инфраструктуры и условий для использования автотранспорта. Способность населения покупать автомобили может быть различной в разных странах и регионах в зависимости от социально-экономических условий.