>

Мошенники чаще начали оформлять кредиты на узбекистанцев

Мошенники чаще начали оформлять кредиты на узбекистанцев
По информации Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека Узбекистана, в 2024 году зарегистрирован существенный рост количества жалоб от граждан, пострадавших от мошеннических схем при получении кредитов. Свыше 6000 заявлений поступило в аппарат омбудсмана относительно нарушений экономических прав, из которых 9%, что составляет более 540 случаев, связаны с противоправными действиями мошенников.

Особую обеспокоенность вызывает увеличение числа эпизодов оформления займов в коммерческих банках без согласия и ведома граждан. Преступники используют конфиденциальную информацию граждан для получения денежных средств. В 2024 году выявлено 156 таких инцидентов, что превышает показатели 2023 года (110 случаев) на 42%.

В 60% жалоб упоминаются лица, выдававшие себя за представителей компании Click или Центрального банка Узбекистана. Встречаются ситуации, когда на одного человека оформлялось до шести займов в различных финансовых учреждениях.

Потерпевшие обращаются за помощью к правоохранителям. Следователи, в свою очередь, дают предписания коммерческим банкам о приостановлении начисления процентов и взыскания долгов по кредитам, полученным обманным путем, до полного расследования и установления личностей виновных. Тем не менее, как подчеркивает омбудсман, банковские организации продолжают настаивать на выплате задолженности пострадавшими гражданами.

В связи с этим омбудсман направил 5 исковых заявлений в судебные инстанции. По итогам рассмотрения дел договоры кредитования, заключенные с помощью обмана, признаны недействительными. В одном из прецедентов пострадавшему были возвращены незаконно списанные средства, а также присуждена компенсация за причиненный моральный вред.

Аппарат омбудсмана связывает учащение подобных жалоб с недостаточной осведомленностью населения о вопросах финансовой безопасности и низким уровнем цифровой грамотности.

По данным Центрального банка Узбекистана, в 2024 году в 463 случаях мошеннического оформления онлайн-кредитов гражданам причинен финансовый ущерб на сумму около 15 млрд сумов.

В целях предотвращения подобных ситуаций омбудсман рекомендует гражданам придерживаться следующих мер безопасности: не раскрывать свои персональные данные (паспорт, номера банковских карт, PIN-коды, коды подтверждения, пароли); проявлять бдительность к запросам конфиденциальной информации в социальных сетях и от неизвестных лиц; не переходить по подозрительным ссылкам и не открывать сомнительные файлы, полученные по электронной почте или в мессенджерах; осторожно относиться к звонкам и видеозвонкам с незнакомых, в особенности зарубежных, номеров; при взаимодействии с лицами, выдающими себя за сотрудников банков или иных организаций, необходимо верифицировать их личности, обратившись в официальные службы поддержки.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. AGas
    5 февраля 2025 01:59
    - интересно как мошенники обходят идентификацию камерой.. Показывают анимированные нейросетью фото жертвы? .. Я сам, как клиент банка по своим же данным не с первого раза прохожу идентификацию по лицу, то свет не тот, то ракурс, то ещё что-то.. иногда даже блокирует из за превышенного кол-ва неудачных попыток, тут просто смс не обойтись.

    ..и потом, нельзя исключать момент - когда сам клиент может быть в сговоре с мошенниками; берёт кредит, за тем - позже не возвращает его, делает изумленный вид когда приходит извещение, мол это на него какие то мошенники оформили, никакого кредита он не брал, видимо - это рабочая схема) - вообщем нарушать закон никому не рекомендую - не банку, не клиенту..
  2. Сардобинское водохранилище
    30 января 2025 14:36
    Я уже предлагал, что онлайн кредиты разрешить оформлять только в том случае, если у банковской системы есть разрешение клиента до установленной им даты. А такое разрешение он должен давать только при личном посещении любого банка, оформляя это установленным порядком.
    1. Диля
      2 февраля 2025 18:45
      Сардобинское водохранилище,
      Некоторые сотрудники банков сливают информации клиентов и получают за это хорошую долю.Сотрудники сами заинтересованы в хищении.
  3. Кочевник
    30 января 2025 13:53
    Преступники используют конфиденциальную информацию граждан для получения денежных средств??? Серьезно?!
    Детский сад, школа, махалля, поликлиника - все эти организации требуют ваши паспортные данные. И кто даст гарантии, что не оттуда идёт отток личных данных?
    В 2024 году выявлено 156 таких инцидентов, что превышает показатели 2023 года (110 случаев) на 42%....но при этом, вы же пишете: По данным Центрального банка Узбекистана, в 2024 году в 463 случаях мошеннического оформления онлайн-кредитов гражданам причинен финансовый ущерб на сумму около 15 млрд сумов! То есть ЦБ пишет о 463 случаях! Выявленно 156! А омбудсман направил 5 исковых заявлении!!! Насколько же плачевна у нас ситуация с мошенниками?
  4. Гость
    30 января 2025 10:27
    Без личного присутствия надо запретить оформлять кредиты и всё . Только и всего.
  5. Русский
    30 января 2025 10:00
    2023 год звонят от компании клик и озвучивают взлом аккаунта и предоставляют официальное уведомление от ц.б и подпись и печать зам пред банка Сагдулаева и логотипом банка озвучивают номера карт и предлагают страховые действия трёх страховых компаний ,естественно срочно набираю телефон банка и бесполезно в течении часа никто не соизволил поднять трубку пришлось хаотично искать филиал банка им было не до меня их рабочий день закончился
    МВД приняло заявление о мошенниках и пофигизм все структуры ,,К,,поразил своим издевательством ...передавая мои заявления и распечатки скринов. Телефона по все норам и кабинетам существующих и мнимых контор под названия,,К,,кибер напрашивается вывод что гарантированная защита гражданина этой страны от противоправных действий пустая строка в конституции...и банки естественно сливают информацию о клиентах.
  6. Обыватель
    30 января 2025 07:18
    В любом нотариусе для подтверждения сделки берут отпечаток пальца, почему бы в банках такое не внедрить?нет отпечатка нет кредита.
  7. Ватикан
    30 января 2025 03:48
    Так они же не кредит оформляют, деньги на карту вам не поступают. Они вешают долг с процентами и пенями по несуществующему займу. И начинают списывать деньги со всех ваших карт в ноль. Причем не только с карты своего банка, но и с карт других банков. Вопрос: кому это выгодно? Самим банкам. Они просто прикрываются некими мошенниками: это не мы, это какие то абстрактные инопланетяне прилетели, взяли кредит и улетели. А на самом деле спросите тот же ТВС, они прямо скажут, что любой сотрудник банка может взять ваши данные и повесить на вас долг.
  8. Макар
    29 января 2025 19:22
    Значит и банки в доле с мошенниками?
    Во времена СССР даже в страшном сне такой беспредел не снился.
    Нужно запретить эти кредиты получаемые посредством СМС и всякой электронной лабуды.Только через бумажный договор.
    А как недавно пыжылись у нас банкиры что они такие белые и пушистые.Когда в сети завирусился ролик с предупреждением о том что мошенники при помощи простого звонка снимают средства с карты.
  9. Ренессанс оглы
    29 января 2025 15:52
    Сообщите народу имя человека, который разрешил выдавать 100 миллионов кредита просто по цифрам из смс.
    Хотелось бы поблагодарить этого благодетеля
  10. Коп
    29 января 2025 13:15
    В нашей стране нельзя кредиты по смс одобрять. Только личное присутствие в банке и роспись. Если человек не расписался лично, то значит банк украл у себя же деньги, а кражу вешает на обычного гражданина.
    1. Зарик
      29 января 2025 20:43
      Коп,
      Нет можно взять онлайн
  11. Серж
    29 января 2025 11:54
    Надо строго следить за работниками банков. Утечка информации может происходить и из банков. И почему разрешают без ведома людей записывать их в поручители? Такое поактикует ТВС БАНК. По тлф оформляют кредиты , без их ведома. Вообще беспредел!!!
    1. 70I777XY
      29 января 2025 14:16
      Серж,
      TBC вообще не банк, у них даже офиса нету. Какая-то мутная контора, я попался на их крючок, привлекло то, что не требуют ни залога, ни поручительства. Списанные с моей карты деньги зависли у них же на 3-4 дня по их вине, засчитали как просрочку и еще сняли штраф. Позвонила девушка пообещала вернуть в течение дня, сказала что как разберутся и пропала.
    2. Евгений
      29 января 2025 14:33
      Серж,
      У ТБС это просто формальность, по сути они бы могли убрать этот пункт, так как взыскать в случае чего не смогут с тех, кого указали заёмщики. Обычно поручители когда участвуют, также ставят подпись подтверждающую их причастность.
  12. Мой никнейм
    29 января 2025 11:29
    Необходимо ответственность за ущерб, нанесенный мошенниками возложить на банки. Чтобы они беспокоились о безопасности своих систем, а не граждане.
    1. Евгений
      29 января 2025 14:28
      Мой никнейм,
      И тогда умники начнут сами у себя воровать деньги и банки будет им восстанавливать. Получится какое-то ограбление банков на расстоянии.
      Банки не несут ответственности за неосведомлённость граждан.
  13. Сумрак
    29 января 2025 10:24
    Моё мнение во первых ,данные граждан сливают сами банки и второе не ужели трудно додуматься что кредиты выдавать только при присутствии личности берущей кредит ,какая проблема
    1. Евгений
      29 января 2025 14:26
      Сумрак,
      Проблема в том, что я не пойду в банк и многие не пойдут в банк. В том и фишка, что ходить не надо в банк. Например находишься ты где-то и у тебя кончились деньги, а ты увидел что-то интересное и что бы не обзванивать всех знакомых и брать в долг, можно просто взять там же кредит и купить.
  14. Доброжелатель
    29 января 2025 10:21
    Вопрос: Откуда мошенники берут конфиденциальную информацию?
    Ответ: Слабый контроль организаций за сохранением той самой организации.
    Надо проверять причастность самих банков к данному типу мошенничества.
    Как вообще банк может выдавать кредит иному лицу , по каким-либо предоставленным документам! Необходимо личное присутствие того кому принадлежит паспорт или любой иной документ!
    Скорее всего причастность банков здесь замешана!
  15. Евгений
    29 января 2025 09:58
    Вчера мне девушка позвонила с Южно-Корейского номера телефона. Позвонила главное на SIM-ку HUMANS и представилась сотрудницей Beeline. Говорит у вас закончился период оформления Симки и хочу ли я продлить его типа оказывается у сим-карт тоже есть срок годности как на банковских картах(говорит сейчас есть продление навсегда, на месяц и на год). Ну я ей говорю - продлите навсегда, она говорит что мне пришло СМС и я посмотрел, а Beeline у меня на другом телефоне стоит). Я говорю сейчас достану второй телефон, она непонимает, я ей говорю на другом телефоне Beeline у меня, а это вы позвонили на другого оператора. Короче достал второй телефон и смотрю СМС пришло, открываю а там сообщение системное - никому не передавайте СМС. И только тогда до меня дошло, что мошенники позвонили).
  16. Дильмурат
    29 января 2025 09:49
    У меня такая же ситуация незаконно оформили кредит. В итоге. Мошенника задержали, но банк все равно заставляет выплачивать кредит, при этом начисляя огромные пени. Обращение в правоохранительные органы результатов не принесли абсолютно никаких и таких, как я обманутых граждан тысячи.
    1. Вальдемарио зеленио
      30 января 2025 05:37
      Дильмурат,
      Наши менты никогда простой народ не защищают!
  17. ABDULLOH
    29 января 2025 09:29
    Весьма странно, что власть не ужесточает наказания за подобные или онлайн преступлегия, будто все больше людей хотят загнать в финансовую кабалу и растовщичество.
    1. Гость
      30 января 2025 10:25
      ABDULLOH,
      Вот именно, это более , чем странно. Что то цепочка какая то
  18. ГОСТ
    29 января 2025 09:23
    Если Органы установят факт мошейничествас оформление кредита, суд вправе аннулировать кредит и банк будет в проигрыше
    1. Uzbek
      29 января 2025 09:34
      ГОСТ,

      Банки не будут в проигрыше, они лищь недополучат дополнительный доход.
      А надо, чтобы банки были накааны за игнорирование.
      Только тогда банки начнут уважать или бояться пострадавших, если наказание за игнор будет суровым.
    2. Кочевник
      30 января 2025 13:56
      ГОСТ,
      В проигрыше будет жертва! Так как пострадавшему придется оббежать множество инстанции и доказывать свою непричастность.
  19. Фок
    29 января 2025 09:12
    Эти мошенники и до нас дошли,
  20. Чипыжик
    29 января 2025 08:42
    В банке есть картотека личных данных да и при обращении спрашиваю всегда паспорт и карточку . Пока не начнут наказывать серьезными сроками не будет порядка .
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Узбекистанцы завоевали 5 золотых медалей на Кубке мира по боксу в Бразилии

Сборная Узбекистана по боксу продемонстрировала выдающиеся результаты на Кубке мира, проходившем в бразильском городе Фос-ду-Игуасу, уверенно
Сегодня, 12:32

Новое автобусное сообщение свяжет Ташкент и Краснодар

С 8 апреля 2025 года начнёт курсировать регулярный автобусный маршрут, соединяющий столицу Узбекистана с крупным российским городом. Об этом сообщила
Сегодня, 12:25

В пенсионном фонде Узбекистана ответили на самые важные вопросы пенсионеров, находящихся за рубежом

Пенсионный фонд Узбекистана ответил на ряд вопросов пенсионеров, которые временно находятся за рубежом. В пресс-службе фонда рассказали, как с
Сегодня, 03:19 5

В Узбекистане поспели арбузы

В Кукдалинском районе Кашкадарьинской области зафиксировано созревание первых арбузов нового урожая, о чём проинформировала пресс-служба
Сегодня, 00:34 14

Всемирный банк инвестирует $153 млн в экологическое восстановление Узбекистана

В ходе климатического форума, состоявшегося в Самарканде, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан
Сегодня, 00:25 7