Стало известно, что скандально известный религиозный блогер из Узбекистана Фозилходжа Арифходжаев, которого в начале прошлого года осудили на 7,5 лет колонии, уже выпустили на свободу. Первым об этом сообщил руководитель Общества прав человека Узбекистана «Эзгулик» Абдурахмон Ташанов. Чуть позже, согласно сообщению информационного агентства «Газета.uz», соответствующую информацию подтвердили и близкие блогера.
Согласно имеющимся данным, наказание в виде лишения свободы на 7 лет и 6 месяцев ему заменили на условное с удержанием части заработной платы в пользу государства. По словам родных, теперь он будет находиться под надзором сотрудников Службы пробации и за какое-либо нарушение его снова могут вернуть в колонию.
Необходимо разъяснить, что 41-летний гражданин неоднократно и в резкой форме критиковал государственных служащих, политику властей в религиозной сфере, а также имамов некоторых мечетей, иногда с использованием нецензурной лексики. Так, например, на протяжении нескольких лет Фозилходжа Арифходжаев конфликтовал с другим религиозным блогером Аброром Абдуазимовым, известным как Аброр Мухтор Али. Они многократно высказывались в адрес друг друга, в том числе с использованием оскорбительных слов.
26 июня 2021 года ориентировочно в 19:45 часов от посетителей мечети «Тухтабой», расположенной в Алмазарском районе горрда Ташкента, в органы внутренних дел поступило сообщение о том, что гражданин Арифходжаев Фозилхужа, 1980 года рождения, учинил скандал, чем нарушил общественный порядок и спокойствие граждан. Дело в том, что в тот день Абдуазимов читал в мечете проповедь, а пришедший туда Арифходжаев устроил конфликт и назвал его «лицемером».
Суд признал Арифходжаева виновным в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 183 («мелкое хулиганство») Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан и назначил ему наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток. Однако по истечении назначенного срока из-под стражи его не освободили.
Как оказалось, в ходе проведенной проверки сотрудники правоохранительных органов получили информацию о том, что он хранит в своем мобильном телефоне материалы сомнительного религиозного характера, которые показывал другим людям. При осмотре содержимого, хранящегося в памяти телефона Арифходжаева, были обнаружены материалы религиозного характера. Для оценки характера содержания данных материалов телефонный аппарат был изъят в соответствии с процессуальным порядком, назначена религиоведческая экспертиза материалов религиозного содержания. В итоге, некоторые его публикации в социальных сетях были признаны «пропагандирующими идеи религиозного фундаментализма».
Следственное управление ГУВД Ташкента возбудило уголовное дело по статье 244−1 части 3 пункту «г» Уголовного кодекса (изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку с использованием СМИ либо сетей телекоммуникаций, а также интернета). Соответствующее правонарушение наказывается лишением свободы от 5 до 8 лет.
26 января прошлого года суд по уголовным делам Алмазарского района Ташкента признал Фозилходжу Арифходжаева виновным по указанному обвинению и приговорил его к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы.
Адвокат подсудимого Сергей Майоров сообщил, что против Арифходжаева возбудили уголовное дело за перепост публикации от 6 марта 2021 года, где приводится комментарий о том, «уместно ли мусульманину поздравлять немусульман с их религиозными праздниками», в частности, с Международным женским днем (8 марта).
В международной правозащитной организации Human Rights Watch заявили, что задержание Арифходжаева является «произвольным и нарушает международное право». Адвокат подавал апелляционную жалобу и отмечал, что религиоведческая экспертиза материалов проводилась с нарушениями, но тогда решение суда первой инстанции осталось без изменений.
Отметим, что во многих странах существует законодательство, которое регулирует распространение материалов религиозного характера. Это связано с тем, что государства стремятся обеспечить соблюдение принципа секулярности и недопущение пропаганды религиозных убеждений, которые могут вызвать конфликты между различными религиозными сообществами или нарушить общественный порядок. Таким образом, запрещение распространения материалов религиозного характера является мерой контроля за религиозной деятельностью в стране.