Редакция UPL.
Начну с признания: Давно уже собирался публично высказать свои мысли на эту тему, но не был уверен, что вот именно сегодня, когда глобальные политические вопросы и пандемия коронавируса своей актуальностью, кажется, отодвинули всё иное на второй план, у меня найдутся собеседники. И вот совсем недавно я понял, что был неправ и тема памяти о прошлом нашего народа глубоко откликается в сердцах моих соотечественников. Я имею в виду полемику, которая развернулась в комментариях к статье о выходе в свет в дружеской Беларуси моей книги о нашем замечательном соотечественнике Шарафе Рашидове. Людей взволновал сам факт появления такой работы, было высказано немало добрых слов в поддержку проекта и просто о личности Шарафа Рашидовича. И – в числе прочего, прозвучали вот такие слова:
«Интересно другое, что за 30 лет, не были написаны биографии узбекских лидеров, начиная с Бухарского Эмирата, заканчивая Бухарской Народной Республикой, Хиви́нского ханства, Хорезмской Народной Советской Республики, УзССР... а ведь было много лидеров... типа ЖЗЛ... чтобы можно было почитать о их жизни, проблемах, интригах. А то история этого периода не освещена... только 1991 год и 21 век... а до этого не было истории... не было людей... ну видно не хотели писать об этом...»
«По хорошему нужно было бы издать биографическую серию - про Файзула Ходжаева, Усмана Юсупова, у них у всех была трагическая судьба... а то мало, что о них знаем... а то историю начинается с 1991 года и про тех лидеров мало, что знаем».
В личных же беседах с моими коллегами, с журналистами, с деятелями культуры я слышал также и горькие высказывания о том, что недопустимо мало в последнее время выходит литературы о великих узбеках более глубокой истории. Неправ тот, кто думает, что однажды составленное жизнеописание выдающегося человека, даже довольно подробное, – делает неактуальными попытки создания его биографий исследователями нового поколения. И дело даже не в том, что нередко события прошлого показывались через призму понятий, близких тому обществу, к которому принадлежал биограф (отчего происходили утаивания каких-то не слишком удобных фактов, подтягивание мировоззрения выдающейся личности прошлого к современным и даже явная фальсификация), но и в том, что историческая наука, несмотря на кажущуюся рутинность, всё-таки развивается. Обнаруживаются забытые или утерянные когда-то рукописи; из глубины веков всплывают ценные археологические находки; возникают предпосылки для совмещения воедино событий, которые раньше казались совершенно не связанными.
Тем более, что кроме великих имён прошлого, которые были и остаются нашими светочами на протяжении многих столетий, мы имеем возможность -- при надлежащем изучении и правильном подходе к популяризации нашей истории – сделать достоянием широкой общественности биографии менее известных людей прошлого, заслуга которых перед нашим народом, тем не менее значительна.
Заметим вот ещё что: в богатой на события истории Узбекистана при всём при том имеется ещё немало незаполненных страниц. Эту терра инкогнито ещё предстоит изучить и описать. И ведь вполне возможно, что мы получим при этом не только ещё больше знаний о нашем прошлом, но выявим и личности людей, незаслуженно забытых своими потомками, которые вспыхнут на небосклоне нашего самосознания как новые яркие звёзды и – заставят ещё более гордиться тем, что мы – узбеки. Или тем, что мы – рождены, воспитаны, живём на узбекской земле.
Не могу не затронуть и такую, наверное, непопулярную для обсуждений тему, как популяризация знаний о неоднозначных исторических личностях. Однозначно оцениваемых людей в истории не так уж и много, и это относится не только к истории Узбекистана, это можно сказать вообще о мировой истории. И тем не менее, зачастую именно личности противоречивые, увлекающиеся, ошибающиеся, где-то полностью отдающие себя служению своему народу, а где-то действующие совершенно эгоистично, –вершат великую историю. Поэтому нам наверное не следует – ни при каких обстоятельствах – замалчивать их имена или недоговаривать что-то об их поступках. Наполеон, Иван Грозный, английский король Генрих VIII… Этот список неоднозначных, но ключевых фигур всемирной истории, можно продолжить сотнями имён. И это будут только имена правителей государств. Любой народ имеет право знать в деталях свою историю. Историк, исследователь должен по мере возможности пересказать её для сограждан без личностных оценок, без негодования и излишнего подобострастного восхваления. Народ сам способен сделать выводы. Но правильными и полезными для дальнейшего развития нашей страны они будут только при условии получения подробных и некупированных знаний о прошлом.
После выхода книги о Шарафе Рашидове мне, в числе прочих, задавали уже вопросы и о моём отношении к советскому прошлому Узбекистана. Есть ведь такая тенденция сегодня – полностью отречься от этого периода. Отвечу тут: советское время – очень противоречивый исторический период для любого из народов, который был в составе СССР. Но ни полностью очернять, ни восхвалять без меры это время нельзя. Как и в любую другую эпоху, во времена СССР у нас было множество замечательных достижений, Узбекистан взрастил немало замечательных личностей, некоторые из них, как, например, Шараф Рашидов – стали личностями мирового значения. Быть может, не каждый сегодня ещё готов к тому, чтобы оценивать позитив и негатив тех десятилетий без излишних эмоций, но к этому надо стремиться. Прошлое – в прошлом, но мы должны знать о нём как можно больше для того, чтобы не допускать ошибок наших предшественников в будущем, научившись использовать на практике их положительный опыт. Не это ли является конечной целью взятого сегодня нашим Президентом, Шавкатом Мирамоновичем Мирзиёевым, курса на национальное Возрождение?
В принятом 20 октября 2020 года “Постановлении Президента Республики Узбекистан “О широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои” говорится:
«Сегодня, когда наша страна вступила в новый этап своего развития на основе главного принципа “От национального возрождения – к национальному прогрессу”, формируется фундамент новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса, как никогда важное значение приобретает бесценное литературное наследие Алишера Навои».
Да, безусловно, и имя великого поэта Алишера Навои, юбилей которого мы готовимся отметить торжественно и ярко, и имя основоположника нашей государственности Тимура, и имена сотен личностей, чуть менее растиражированных, но тоже очень значимых для нашей истории, в том числе и имя Шарафа Рашидовича Рашидова, должны составить фундамент этой самой новой эпохи Возрождения. Именно поэтому я повторю то, что уже было мною сказано во вступлении у моей книге: “Шараф Рашидов. Победитель”: как никогда сегодня мы нуждаемся в создании серии книг, подобной ЖЗЛ, посвящённой нашим великим предкам и выдающимся отцам.
Я сам полагаю поработать в дальнейшем на этой ниве, подготовив несколько книг этой серии. На русском языке (допускаю в дальнейшем перевод на английский) – чтобы дать возможность окунуться в нашу историю и восхититься нашим народом людям за пределами Узбекистана. И – призываю поддержать мою инициативу соотечественников-энтузиастов. И да поможет нам в этом благом и честном деле сам Аллах!
Исмат Кучиев.