Любой народ имеет право знать свою историю

Любой народ имеет право знать свою историю
Редакция UPL.

Начну с признания: Давно уже собирался публично высказать свои мысли на эту тему, но не был уверен, что вот именно сегодня, когда глобальные политические вопросы и пандемия коронавируса своей актуальностью, кажется, отодвинули всё иное на второй план, у меня найдутся собеседники. И вот совсем недавно я понял, что был неправ и тема памяти о прошлом нашего народа глубоко откликается в сердцах моих соотечественников. Я имею в виду полемику, которая развернулась в комментариях к статье о выходе в свет в дружеской Беларуси моей книги о нашем замечательном соотечественнике Шарафе Рашидове. Людей взволновал сам факт появления такой работы, было высказано немало добрых слов в поддержку проекта и просто о личности Шарафа Рашидовича. И – в числе прочего, прозвучали вот такие слова:

«Интересно другое, что за 30 лет, не были написаны биографии узбекских лидеров, начиная с Бухарского Эмирата, заканчивая Бухарской Народной Республикой, Хиви́нского ханства, Хорезмской Народной Советской Республики, УзССР... а ведь было много лидеров... типа ЖЗЛ... чтобы можно было почитать о их жизни, проблемах, интригах. А то история этого периода не освещена... только 1991 год и 21 век... а до этого не было истории... не было людей... ну видно не хотели писать об этом...»

«По хорошему нужно было бы издать биографическую серию - про Файзула Ходжаева, Усмана Юсупова, у них у всех была трагическая судьба... а то мало, что о них знаем... а то историю начинается с 1991 года и про тех лидеров мало, что знаем».

В личных же беседах с моими коллегами, с журналистами, с деятелями культуры я слышал также и горькие высказывания о том, что недопустимо мало в последнее время выходит литературы о великих узбеках более глубокой истории. Неправ тот, кто думает, что однажды составленное жизнеописание выдающегося человека, даже довольно подробное, – делает неактуальными попытки создания его биографий исследователями нового поколения. И дело даже не в том, что нередко события прошлого показывались через призму понятий, близких тому обществу, к которому принадлежал биограф (отчего происходили утаивания каких-то не слишком удобных фактов, подтягивание мировоззрения выдающейся личности прошлого к современным и даже явная фальсификация), но и в том, что историческая наука, несмотря на кажущуюся рутинность, всё-таки развивается. Обнаруживаются забытые или утерянные когда-то рукописи; из глубины веков всплывают ценные археологические находки; возникают предпосылки для совмещения воедино событий, которые раньше казались совершенно не связанными.

Тем более, что кроме великих имён прошлого, которые были и остаются нашими светочами на протяжении многих столетий, мы имеем возможность -- при надлежащем изучении и правильном подходе к популяризации нашей истории – сделать достоянием широкой общественности биографии менее известных людей прошлого, заслуга которых перед нашим народом, тем не менее значительна.

Заметим вот ещё что: в богатой на события истории Узбекистана при всём при том имеется ещё немало незаполненных страниц. Эту терра инкогнито ещё предстоит изучить и описать. И ведь вполне возможно, что мы получим при этом не только ещё больше знаний о нашем прошлом, но выявим и личности людей, незаслуженно забытых своими потомками, которые вспыхнут на небосклоне нашего самосознания как новые яркие звёзды и – заставят ещё более гордиться тем, что мы – узбеки. Или тем, что мы – рождены, воспитаны, живём на узбекской земле.

Не могу не затронуть и такую, наверное, непопулярную для обсуждений тему, как популяризация знаний о неоднозначных исторических личностях. Однозначно оцениваемых людей в истории не так уж и много, и это относится не только к истории Узбекистана, это можно сказать вообще о мировой истории. И тем не менее, зачастую именно личности противоречивые, увлекающиеся, ошибающиеся, где-то полностью отдающие себя служению своему народу, а где-то действующие совершенно эгоистично, –вершат великую историю. Поэтому нам наверное не следует – ни при каких обстоятельствах – замалчивать их имена или недоговаривать что-то об их поступках. Наполеон, Иван Грозный, английский король Генрих VIII… Этот список неоднозначных, но ключевых фигур всемирной истории, можно продолжить сотнями имён. И это будут только имена правителей государств. Любой народ имеет право знать в деталях свою историю. Историк, исследователь должен по мере возможности пересказать её для сограждан без личностных оценок, без негодования и излишнего подобострастного восхваления. Народ сам способен сделать выводы. Но правильными и полезными для дальнейшего развития нашей страны они будут только при условии получения подробных и некупированных знаний о прошлом.

После выхода книги о Шарафе Рашидове мне, в числе прочих, задавали уже вопросы и о моём отношении к советскому прошлому Узбекистана. Есть ведь такая тенденция сегодня – полностью отречься от этого периода. Отвечу тут: советское время – очень противоречивый исторический период для любого из народов, который был в составе СССР. Но ни полностью очернять, ни восхвалять без меры это время нельзя. Как и в любую другую эпоху, во времена СССР у нас было множество замечательных достижений, Узбекистан взрастил немало замечательных личностей, некоторые из них, как, например, Шараф Рашидов – стали личностями мирового значения. Быть может, не каждый сегодня ещё готов к тому, чтобы оценивать позитив и негатив тех десятилетий без излишних эмоций, но к этому надо стремиться. Прошлое – в прошлом, но мы должны знать о нём как можно больше для того, чтобы не допускать ошибок наших предшественников в будущем, научившись использовать на практике их положительный опыт. Не это ли является конечной целью взятого сегодня нашим Президентом, Шавкатом Мирамоновичем Мирзиёевым, курса на национальное Возрождение?

В принятом 20 октября 2020 года “Постановлении Президента Республики Узбекистан “О широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои” говорится:

«Сегодня, когда наша страна вступила в новый этап своего развития на основе главного принципа “От национального возрождения – к национальному прогрессу”, формируется фундамент новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса, как никогда важное значение приобретает бесценное литературное наследие Алишера Навои».

Да, безусловно, и имя великого поэта Алишера Навои, юбилей которого мы готовимся отметить торжественно и ярко, и имя основоположника нашей государственности Тимура, и имена сотен личностей, чуть менее растиражированных, но тоже очень значимых для нашей истории, в том числе и имя Шарафа Рашидовича Рашидова, должны составить фундамент этой самой новой эпохи Возрождения. Именно поэтому я повторю то, что уже было мною сказано во вступлении у моей книге: “Шараф Рашидов. Победитель”: как никогда сегодня мы нуждаемся в создании серии книг, подобной ЖЗЛ, посвящённой нашим великим предкам и выдающимся отцам.

Я сам полагаю поработать в дальнейшем на этой ниве, подготовив несколько книг этой серии. На русском языке (допускаю в дальнейшем перевод на английский) – чтобы дать возможность окунуться в нашу историю и восхититься нашим народом людям за пределами Узбекистана. И – призываю поддержать мою инициативу соотечественников-энтузиастов. И да поможет нам в этом благом и честном деле сам Аллах!

Исмат Кучиев.

Интересное по теме:

Комментарии:
Комментировать
  1. Фарги 25 декабря 2020 13:41
    Сначала пусть расскажет нам, когда появился настоящий узбекский язык и узбекская, именно узбекская письменность. Историю Узбекистана должны были писать узбеки, а не арабы и персы-таджики. Умник нашелся. И еще: чтобы иметь историю, нужно ее отвоёвывать и не годами, а столетиями. История государства - это не только народ и язык, но и границы.
    1. Телепузик 26 декабря 2020 19:20
      Фарги,
      Узбеки плов едят руками
    2. Вилли 26 декабря 2020 23:05
      Фарги, зачем тебе это знать, умник? учи своих детей.
    3. Bbb 28 декабря 2020 12:01
      Фарги,
      Умник-чертила назови народ который живет исключительно в внутри замкнутой территории, потом пиши что в твою пустую алкаческую голову взбрендить.
  2. сама история 25 декабря 2020 12:38
    На фотографиях начала XX века Сергея Прокудина-Горского очень хорошо видны "государственность и величие народа", живущего в Самарканде, Бухаре и Ташкенте. Особенно состояние объектов старины. Нищета и забитость. Жалкое состояние. Какие "великие деятели" довели до такого? А через 70 лет Узбекистан уже выпускал самолёты...
  3. Опять 25 25 декабря 2020 11:31
    "Великие узбеки более глубокой истории" - это кто такие? Из всех перечисленных древних личностей, узбеков замечено не было, так как такая нация ещё не была образована, и учились они не здесь. и признание получали не здесь. Что вы всё время врёте?

    История Узбекистана - это не Терра Инкогнито. Такой она стала после 1991 года. Автор, видимо, является продуктом образования времён Независимости. Ничего не знает. Собирается изучать, искать какие-то потерянные записи. Всё давно уже известно, написано и переведено. Вам и литературу скинули почитать. Близится эпоха не Возрождения, а Вырождения. Оглянитесь вокруг себя, глаза откройте!

    Такие, как Исмат Кучиев, лишают народ права изучать настоящие исторические события и делать выводы. Лишают права ДУМАТЬ! Он не писатель. Писака-марака...
    1. Глымов 26 декабря 2020 23:10
      Опять 25, о как, сборище умнейших историков. Если такой умный, почему такой , какой есть?
  4. Неравнодушный 25 декабря 2020 10:17
    История - НЕ НАУКА. Первоисточники никто не проверит на истину их происхождения. Кто писал, когда, с какой целью и по чьему заказу, и не врал ли? Трактовать все эти пергаменты и папирусы будет "правильный подход", как выразился автор. Не подменяйте понятия! История нашего государства до 20 века - это история Средней Азии. У каждого хана было "своё государство". А вот об истории племенных народов, кочевых и оседлых, в количестве более 90 видов, проживающих на территории Средней Азии вплоть до 18 -19 веков у нас никто не говорит, не пишет и не преподаёт! Но всему миру это давно известно. Очередной автор, лишённый здравого смысла, выполняет очередной заказ. Ничего не меняется. Только пустые хвалебные Оды.
  5. August Kraft 25 декабря 2020 09:41
    так я же про литературу на узбекском языке говорю
  6. Bbb 25 декабря 2020 01:08
    Фуу. обезьяны толкуют об истории другого народа, не зная свою настоящую историю.
  7. Эржан 24 декабря 2020 23:35
    Ну посыл то он конечно очень привлекательный, однако сея работа требует колоссального финансирования. Чтобы перелопатить лондонские, французкие, берлинские, московские архивы нужно отправить 100 талантливых историков лет на 10-20. Свои архивы к сожалению наш народ не вел, так сложилось. Вопрос: откуда возьмёте финансы? Ибо без этой кропотливой работы это будет наше любимый традиционный вид деятельности "номига"...
  8. Сардобинское водохранилище 24 декабря 2020 22:12
    Если уже сходу начали раздавать эпитеты типа «личность мирового масштаба», то сразу появляется недоверие к кругозору автора, каким образом деяния описываемой исторической личности повлияли на мировую историю? Также согласен с тем , что много личностных оценок и подобострастия к современным деяниям лидера, а вывода типа лучше стало жить народу или нет таких оценок нет. Все при этом стараются схватиться за проверенный принцип, что всё будет, надо только ждать, а сами при этом набивают карманы, а не страдают за науку.
  9. Сергей Плотник 24 декабря 2020 21:55
    Почему-то мой комментарий не разместили. Я сказал,что Исмат Кучиев представил тенденциозную статью.Конечно .знать историю нужно и необходимо.кто ж спорит?.Прежде всего история это наука.Наука не терпящая приблизительности и неопределённости.Наука объективная и беспристрастная.Все утверждения там основываются на бесспорных и авторитетных источниках.И что показалось мне совсем не в какие ворота.так это акцентирование автором своих религиозных предпочтений,в конце статьи.Спросите, хочу посоветовать ему, у историков и они скажут .что религии в мировых отношениях ни когда не способствовали объединению.
  10. ПАПАША 24 декабря 2020 21:50
    Нельзя историю изучать только по хвалебным одам исторических личностей. Получается, что в истории Узбекистана были только хорошие люди. Если это так, то почему мы на 156 месте по развитию находимся? Я не знаю, кто этот человек, настоящий историк или демагог. Нам до 1985 года внушали, что Ленин и Сталин истинные партийцы, потом стали говорить что они убийцы собственного народа, потом Горбочев был плохим вместе с Рашидовым, теперь нам хвалят тех кого до 1985 года вообще считали убицайми и кровопицами. Короче история она лже наука, кто как хочет так её и приподносит. Пусть каждый из прочитанных книг об истории, делает для себя выводы, но навязывать свое мнение, это не доказательство истины. Это моё личное мнение, и я не верю словам того же Нишанова о том, что Рашидов был хороший. Не может быть руководитель хорошим, при тяжёлой жизни народа.
  11. ДАВАЙТЕПОДУМАЕМ 24 декабря 2020 20:19
    Не верю, что местные писатели могут создать что-то правдивое... не потому, что они плохие или бездарные, а потому, что у нас любят все восхвалять, приукрашивать - иначе, не будут эти книги у нас издеваться! Взять, хотя бы, вчерашние высказывания Нишанова; жил человек при советской власти, пользовался всеми благами, а сейчас вспоминает все только негативное... А Я ДУМАЮ, ЧТО МНОГОЕ БЫЛО ХОРОШИМ И ПРАВИЛЬНЫМ! Скорее всего испортили все это хорошее правители у власти...
  12. IVAN PUMBA 24 декабря 2020 20:11
    HOINLANI , SOTQINLANI , MANQURTLANI ORQASI TUTAYAPTI . ICHI QORA KO'ROLMAIDI , MUSTAQILLIGIMIZNI . VAQTI KELIB IMPERIYASI BO'LINIB KETADI . SSSR BUNGA MISOL .
    1. РенессансМозга 25 декабря 2020 10:49
      IVAN PUMBA,
      Эшмат Чучка куп гапирма бор яхшиси стройкада ишингни кил, булмаса нащальника келиб урушади:)))
  13. Сергей Плотник 24 декабря 2020 20:06
    Исмат Кучиев.Статья довольно тенденциозная.много личного отношения к своей же деятельности .А история -наука объективная и беспристрастная.Я даже не знаю ,историк ли вы ,всё-таки это наука .а вы не дай бог какой нибудь блогер.А что уж совсем не в какие ворота,-ваш акцент на религиозную принадлежность ,что в конце текста. Историки вам скажут ,что религии в мировых международных отношениях являются отнюдь не объединяющим фактором .
  14. Kelajakanet telegram 24 декабря 2020 19:17
    27 октября 1924 года-день рождения республики Узбекистан.Современные границы с 1956 года.Вот правда,остальное можете выдумывать 1000 раз,это никому не интересно.
  15. обыватель 24 декабря 2020 18:06
    20 век, мы читали Примкула Кодырова об истории, в 21 веке таких имен в узбекской литературе не слышно. Тот же Санъат Адабиёт в 90-х был почти наравне с Литературкой. Много интересных статей, авторов, страниц. Уже в 2013 году это газета была 5 страниц... читать было нечего.

    А так проект Узбекской ЖЗЛ актуален. Надо начинать со времен зарождения узбекской государственности а именно с 16 века времен образования узбекских ханств - Хивинского и Бухарского.

    Причем нужно издавать как в электронном виде, так и на бумажном. Как предлагал один из комментаторов UPL ранее, на дешевой и легкой бумаге, чтобы книги были доступны для читателей.

    А то зайдите в книжный магазин, там книге по истории, имеют неподъёмные цены в 500 тыс, а иные и вовсе в 3,5 лимона... кто в здравом уме купит такую книгу?????
    1. Влад 5 25 декабря 2020 01:45
      обыватель,
      У нас даже нормальной электронной карты страны, и то Нет! Только Гугел карта и Яндекс карта!!

      обыватель,
      И где узбекско- русский и русско- узбекский словарь ОНЛАЙН?? Так - то!!
    2. обыватель 25 декабря 2020 09:51
      Влад 5,
      Если вы не знаете, это не значит, что этого нет. В Геодезкадастре, уже лет как 6 назад, создали электронный атлас страны, сейчас выпускают 2 томник полный атлас Узбекистана 146 карт,уже выпустили 1 том.

      А словарь он-лайн выпустили еще во времена ГКНТ по программе ГНТП лет 19 назад... наберите в гугл там с десяток он-лайн словарей. Да и выпустили 5 томник на бумажном носителей узбекско-русский толковый словарь. Другое дело х...н его найдешь. Но он есть.

      Электронные карты есть, они были созданы еще в 1993 году в Исполнительном аппарате Хокима города Ташкента, другое дело, что они коммерческие

      У нас много есть чего, но за это нужно платить деньги, рыночная экономика, однако, социализм закончился.
  16. galser23 24 декабря 2020 17:57
    Ну и не стоит забывать, что Узбекистан как таковой и со всеми нынешними территориями появился в 1924 году.
    1. обыватель 24 декабря 2020 18:28
      galser23,
      Нет, нынешние границы стали только в 1956году... а до этого территории то приходили, то уходили... союзным республикам... учите матчасть... а узбекская государственность была представлена Хивниским и Бухарским Ханствами, отчасти Кокандским.
    2. ШАХ И МАТ 24 декабря 2020 19:30
      обыватель,
      Поподробней про узбекскую государственность.Где такое можно узнать.Про Узбекское ханство вроде есть данные с 1428 по 1500 год.Буду очень признателен,если ознакомите с историей об упоминание Узбекистана в Хивинских,Бухарских и Кокандских ханствах.
    3. обыватель 24 декабря 2020 20:20
      ШАХ И МАТ,
      Можно найти такие данные в работах у Бабабкова Хайдарбека Назирбековича, в многтомнике Бартольда, История Востока 6-томник издательство Восточная Литература,Москва 2000-х годов, История Кокандского Ханства А. Эгамбердев, А. Амирсаидов. История Бухары с древнейших времен до наших дней. – Ташкент, 1976. История Узбекистана том 2-3, 1992, 1993 года.Чехович О.Д. Бухарские документы XIV века. – Ташкент: Наука, 1965. Аллаева Н.А. Взаимосвязи Хивинского ханства с Ираном в XVI – XVIII вв. Автореф. … канд. истор. наук. – Ташкент, 2007. ,История Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.) Toм 4. Ташкент: Фан АН РУз. - 2012 Сборник статей касающихся до Туркестанского края
      Хорошхин А.П. 1876, А.Г.Недвецкий. Правители Бухары. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Москва. Наука. 1975, Ахмедов Б.А. Историко-Географическая Литература Средней Азии XVI – XVIII вв. (письменные памятники). Ташкент. Фан. 1985. Записки о Бухарском ханстве. (Отчеты П.И Демезона. и И.В. Виткевича). Москва. Наука. 1983.
      Путеводитель по Центральной Азии. Составитель: Е.А. Безе. Москва. 1888.

      ну вот на вскидку, там можно найти нужные вам данные. А еще можно посмотреть статьи в журналах "История Узбекистана" и "ИНСТИТУТ ИСТОРИИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ имени МАХПИРАТ" они тоже издают свой исторический журнал.
    4. обыватель 24 декабря 2020 20:25
      ШАХ И МАТ,
      Там нет упоминания Узбекистана. Там есть упоминание про узбекские рода, которые составляли эти ханства. А Узбекистан как страна УзССР появился в октябре 1924 года. Но границы его не были как современные, они все время менялись вплоть до 1956 года. Да и внутренние границы областей постоянно менялись, чуть ли не до 1990 года. То одни области объединяли с другими, то преобразовали из одной, сразу в две. Да и районные границы внутри областей тоже менялись.
    5. Зирапча 24 декабря 2020 23:27
      обыватель,Узбекистан, это современное название, раньше был Туркестан, ещё раньше ханства, Бухарское и Хивинское, Кокандское, но от этого народ местный не поменялся, менялось только название и статус, Узбекистан нынешний появился в 91 году, а в 24году появился Советский Узбекистан а это тоже было другое государство с другим статусом.
    6. обыватель 25 декабря 2020 12:01
      Зирапча,
      Конечно вы совершенно правы. Бухарское ханство а потом Эмират, Хивинское ханство это были совсем иные государства, но в них правили узбекские рода - минги, кунграты и еще два рода сейчас не упомню. Они и подымали на белой кошме Хана. Бухарская Народная Республика, это тоже другое государство, как и УзССР, но Узбекистан является правопреемником УзССР, как Россия для СССР.

      Статус был другой, социальный строй, подчинение, валюта.
      К примеру, до колонизации Бухарского Эмирата, он имел свою валюту и мог общаться на международном уровне. После колонизации, ближе к 1900 годам потерял возможность иметь свою валюту. А вести дипломатические отношения уже в 1868 году.

      В СССР была такая же петрушка.

      Менялся не только статус и название, но и экономические показатели.

      Чтобы написать хорошую книгу, объективную биографию о том или ином деятели периода СССР, нужно помимо иностранных архивов иметь доступ и в архивы КГБ.

      Писать на основе документов. А не досужих домыслов заинтересованных лиц, либо в очернении, либо в восхвалении.

      Есть ли такие историки? Другой вопрос.
    7. Зирапча 25 декабря 2020 15:31
      обыватель,
      Вы правы в том что историю надо писать с документов, не изменяя факты, а историки которые могут это делать, мне кажется у нас всеже есть, хоть и единицы но есть, но нужно им создать все условия и не загонять в рамки.
    8. обыватель 25 декабря 2020 21:13
      Зирапча,
      По документам, нет документа, нечего выдумывать удобную для себя версию истории, тем или иным группировкам, кто хочет очернить или возвеличить.

      Объективно оценивать, согласно той эпохе. К примеру, после ВОВ не заботились ни об экологии, ни об диете, главная задача, была накормить голодный народ, после войны. Об этом услышал на канале "Первый Вегетарианский канал" Российский ТВ, такие тонкие моменты историк, тоже должен учитывать.

      Работа на самом деле очень объёмная, кропотливая, требующая объективного взгляда.

      Нужно рассматривать личность государственного деятеля с разных точек зрения. Понимать как жилось в ту или иную эпоху. Это не современный мир, когда все иначе, проще, нет Железного Занавеса. Читатель должен это понимать, если автору удастся отразить это все в своем труде.

      ИМХО
    9. Диля 25 декабря 2020 00:51
      galser23,
      Пора вернуть всю территорию хозяйке - России
  17. Лунтик 24 декабря 2020 17:55
    Сию книгу я не читал, но судя изложенному в статье там изложена вся правда-матка без прикрас и увиливания на острые темы, надо полагать. А посему вопрос, ответ на который будет маркером, соответствует ли название статьи действительности или нам втирают очередное фуфло - отражен ли в книге тот замалчиваемый факт, что Рашидов застрелился?
  18. Каракалпакстанец 24 декабря 2020 17:48
    Тема "Нашего ЖЗЛ", для школ может быть полезна, но думаю местные писатели могут перегнуть палку и превратить их в идолов, как сделали с Тамерланом. Асоциации Шараф Рашидов - "Хлопковое дело", здесь можно добавить и развитие инфраструктуры В СОВЕТСКОЕ время. Чем отличается Рашидов от Кунаева?....Все что делали руководители (мое мнение) это с "благословения" Кремля. Героического здесь маловато.
  19. August Kraft 24 декабря 2020 17:21
    А я уже устал ждать 30 лет, когда же, наконец, у нас появится настоящий Писатель, книги которого на узбекском языке прочитают миллионы человек.
    Ну когда же у нас будет пусть и не Джордж Мартин и не Джоан Роулинг. Пусть хотя бы писатель на уровне Дарьи Донцовой. Но чтобы его книги покупали в книжных магазинах, а читатели ждали очередного рассказа.
    А то много слов про великих предков и великое прошлое. Но почему то после 1990 года не написано ни одного исторического романа, и вообще ничего нет.
    И много говорится про великое будущее, но нет никаких фантазий и мыслей о нем.
    Пустота.
    1. Взрыв нейронов ГМ 24 декабря 2020 19:37
      August Kraft,
      Если на уровне выше Донцовой, найдите в сети
      "Легенды старого Ташкента" Александр Фитц. Читается легко, познавательно, вызывает некоторые несогласия с автором, но ташкентцам и не только будут полезны и интересны эти "легенды".
    2. Зирапча 24 декабря 2020 23:29
      Взрыв нейронов ГМ,
      Да вы правы, рассказы этого автора легко читаются и кстати узнаешь много нового, чего нет в официальной истории.
    3. August Kraft 25 декабря 2020 09:42
      Взрыв нейронов ГМ,
      так я же про литературу на узбекском языке.
      (нисколько не умаляя при этом заслуги Фитца)
    4. Зирапча 25 декабря 2020 15:36
      August Kraft,
      Писатели на уровне Донцовой есть, тот же Тохир Малик, из самых известных, других писателей, книги видела, но не читала, поэтому не могу судить и что то о них сказать.
    5. Гулиа 26 декабря 2020 02:16
      Зирапча,
      Поверьте мне, книг на узбекском языке очень мало. Бедные читатели все уже перечитали, что есть в библиотеке, новыз нет. Хоть бы класику мировую переводили, что ьф народ мог развиваться и размышлять. Работаю в библиотекн, потому знаю эти проблемы
    6. mishael abramov 27 декабря 2020 08:45
      Гулиа,
      Работаю в библиотеке а ошибок море
    7. Глымов 26 декабря 2020 23:27
      August Kraft, сам как? Сам чего великого совершил за 30 лет?
Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности.

Последние новости

Эксперты рассказали, почему узбекский боксер Баходир Жалолов сильнее казахского конкурента

Виктор Демьяненко, серебряный призер Олимпийских игр 1980 года в Москве, поделился своим экспертным мнением о Баходире Жалолове, узбекском...
Сегодня, 05:08

В Самаркандской области двое парней заблудились в горах

Стало известно, что в Ургутском районе Самаркандской области двое молодых людей заблудились в горах. Об этом сообщила пресс-служба...
Сегодня, 01:50
1

Названы самые быстрорастущие регионы Узбекистана

Ранее мы сообщали о том, что в ночь на 22 апреля текущего года население Узбекистана перевалило за 37 миллионов человек. По сравнению с...
Сегодня, 00:58
1

В Джизаке учительница заставила первоклассников стоять с поднятыми над головой стульями — видео

Ранее в социальных сетях распространилось видео, на котором можно увидеть, как первоклассников заставили стоять, подняв стул над головой....
Сегодня, 00:02
5

Капитан ЦСКА Акинфеев отругал Аббосбека Файзуллаева в раздевалке

Полузащитник ЦСКА Аббосбек Файзуллаев не сможет принять участие в важном матче против Спартака из-за перебора желтых карточек. Это вызвало...
Вчера, 21:12
9
Новости Узбекистана » Мысли вслух » Любой народ имеет право знать свою историю