Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA — InternationalAssociationfor the Evaluation of Educational Achievement) обнародовала результаты международного исследования качества школьного образования по математике и естественным наукам (TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study), проведённого в 2023 году. Данное исследование, проводимое раз в 4 года, позволяет определить качество образования по математике и естественным наукам в начальной и основной школе (4-е и 8-е классы).
Исследование проводится на репрезентативной выборке школьников стран-участниц, средний возраст которых не должен быть ниже 9,5 лет для 4-х классов и не ниже 13,5 лет для 8-х классов. В исследовании участвовали 72 стран, в том числе впервые — Узбекистан. Результаты масштабного анализа изучило ИА Газета.uz.
Результаты международного исследования выявили серьёзные проблемы в качестве образования в узбекских школах. Четверть учащихся не смогли продемонстрировать даже базовых знаний по изучаемым предметам.
TIMSS использует специальную шкалу для оценки достижений учащихся по математике и естественным наукам. Эта шкала позволяет сравнить результаты школьников разных стран и отслеживать динамику изменений в течение времени.
• 400 баллов (нижний уровень): Ученики, набравшие 400 баллов, демонстрируют базовое понимание предмета;
• 475 баллов (средний уровень): Учащиеся со средним уровнем знаний могут применять свои знания в знакомых ситуациях;
• 550 баллов (высокий уровень): Ученики с высоким уровнем знаний могут анализировать информацию, делать выводы и решать нестандартные задачи. Они способны применять свои знания в различных контекстах и связывать между собой разные понятия.
• 625 баллов (продвинутый уровень): Учащиеся, набравшие максимальное количество баллов, демонстрируют глубокое понимание предмета и умение решать сложные задачи. Они могут выбирать и анализировать информацию для решения проблем.
Математика
Выяснилось, что средний балл учащихся 4-х классов Узбекистана по математике составляет 443 балла, что позиционирует страну на 50-м месте среди 58 участников. Средний балл мальчиков — 446, девочек — 441. Хотя этот результат не является критично низким, он свидетельствует о наличии определённых проблем в области математического образования.
Анализ результатов по разделам математики демонстрирует, что наибольшие трудности у учащихся возникают при чтении, интерпретации, комбинировании и сравнении данных. Это указывает на необходимость уделить больше внимания развитию аналитических и критических навыков у учащихся.
Распределение баллов по процентилям:
• баллы 5% учащихся — равно или ниже 311;
• 25% учащихся — равно или 387;
• 75% учащихся — равно или ниже 500;
• 95% учащихся — равно или ниже 579.
Результаты учащихся 4-х классов Узбекистана по отраслям математики:
• числа, выражения и простые уравнения с числами (50% всех тестовых заданий) — 457 баллов,
• измерения и элементы геометрии (30%) — 438 баллов,
• чтение, интерпретация, комбинирование и сравнение данных (20%) — 408 баллов.
Результаты учащихся 4-х классов Узбекистана по когнитивным навыкам:
• знание (запоминание базовой терминологии, определений и свойств, умение производить операции с числами — 40% всех тестовых заданий) — 441 баллов,
• применение (умение решать проблемы, представлять данные в графиках и таблицах, создавать уравнения, неравенства, диаграммы и • геометрические фигуры — 40%) — 448 баллов,
• рассуждение (умение анализировать отношения, интегрировать знания, аргументировать — 20% всех тестовых заданий) — 428 баллов.
Средний балл восьмиклассников Узбекистана по математике составляет 421 балл, что позиционирует страну на 32-м месте среди 44 участников. Средний балл мальчиков — 426, девочек — 416. Хотя этот результат несколько выше, чем у четвертоклассников, он всё ещё свидетельствует о наличии определённых проблем в области математического образования.
Анализ результатов по разделам математики демонстрирует, что наибольшие трудности у учащихся возникают в разделе «Данные и вероятность». Это указывает на необходимость уделить больше внимания развитию у учащихся навыков работы с данными, статистическим мышлением и вероятностными расчётами.
Распределение баллов по процентилям:
• баллы 5% учащихся — равно или ниже 284;
• 25% учащихся — равно или 360;
• 75% учащихся — равно или ниже 478;
• 95% учащихся — равно или ниже 575.
Результаты учащихся 8-х классов Узбекистана по отраслям математики:
• числа (применение числовых свойств к целым числам, таким как отрицательные целые числа и квадратные корни; сложение, вычитание, • умножение и деление дробей и десятичных дробей; соотношения, пропорции и проценты — 30% всех тестовых заданий) — 433 балла;
• алгебра (30% всех тестовых заданий) — 427 баллов;
• геометрия и измерения (20% всех тестовых заданий) — 415 баллов;
• данные и вероятность (20% всех тестовых заданий) — 371 балл.
Результаты учащихся 8-х классов Узбекистана по когнитивным навыкам: знание — 416 баллов, применение — 423 балла и рассуждение — 418 баллов.
Естественные науки
Средний балл учащихся 4-х классов Узбекистана по естественным наукам составляет 412 баллов, что позиционирует страну на 54-м месте среди 58 участников. Средний балл мальчиков — 414, девочек — 410. Этот результат свидетельствует о наличии определённых проблем в области начального естественнонаучного образования.
Анализ результатов по отраслям естественных наук демонстрирует, что наибольшие трудности у учащихся возникают в разделе «Элементы физики». Это указывает на необходимость уделить больше внимания формированию у младших школьников базовых понятий физики, таких как сила, энергия, движение.
Распределение баллов по процентилям:
• баллы 5% учащихся — равно или ниже 274;
• 25% учащихся — равно или 354;
• 75% учащихся — равно или ниже — 470;
• 95% учащихся — равно или ниже 548.
Результаты учащихся 4-х классов Узбекистана по отраслям естественных наук:
• наука о жизни (характеристики и жизненные процессы организмов; жизненные циклы, воспроизводство и наследственность; организмы, • окружающая среда и их взаимодействие; экосистемы; здоровье человека — 45% всех тестовых заданий) — 410 баллов;
• элементы физики (классификация, свойства и изменения материи, формы энергии и передача энергии, сила и движение — 35% всех тестовых заданий) — 406 баллов;
• наука о Земле (физические характеристики, ресурсы и история Земли; погода и климат Земли; Земля в Солнечной системе — 20% всех тестовых заданий) — 422 балла.
Результаты учащихся 4-х классов Узбекистана по когнитивным навыкам: знание — 415 баллов, применение — 406 балла и рассуждение — 406 баллов.
Средний балл восьмиклассников Узбекистана по естественным наукам составляет 396 баллов, что позиционирует страну на 39-м месте среди 44 участников. Средний балл мальчиков — 396, девочек — 395. Этот результат свидетельствует о наличии определённых проблем в области естественнонаучного образования на средней ступени школы.
Анализ результатов по отраслям естественных наук демонстрирует, что наибольшие трудности у учащихся возникают в разделе «Физика». Это указывает на необходимость уделить больше внимания формированию у учащихся базовых физических понятий и развитию практических навыков.
Распределение баллов по процентилям:
• баллы 5% учащихся — равно или ниже 277;
• 25% учащихся — равно или 345;
• 75% учащихся — равно или ниже 444;
• 95% учащихся — равно или ниже 521.
Результаты учащихся 8-х классов Узбекистана по отраслям естественных наук:
• биология (особенности и процессы жизнедеятельности организмов; клетки и их функции; жизненные циклы, воспроизводство и наследственность; разнообразие, адаптация и естественный отбор; экосистемы; здоровье человека — 35% всех тестовых заданий) — 396 баллов;
• химия (состав, свойства, физические и химические изменения веществ, использование таблицы Менделеева, свойства смесей, растворов, кислот и оснований — 20% всех тестовых заданий) — 401 балла;
• физика (физические состояния и изменения материи, преобразование и передача энергии, свет и звук, электричество и магнетизм, движение и силы — 25% всех тестовых заданий) — 388 баллов;
• наука о Земле (структура, физические особенности, структурные слои и атмосфера Земли, процессы, циклы и закономерности в истории Земли, круговорот воды и закономерности погоды и климата, ресурсы Земли, их использование и сохранение, Земля в Солнечной системе и Вселенной — 20% всех тестовых заданий) — 389 балла.
Результаты учащихся 8-х классов Узбекистана по когнитивным навыкам: знание — 396 баллов, применение — 397 баллов и рассуждение — 387 баллов.
Таким образом, подавляющее большинство школьников демонстрируют начальный уровень владения предметом, а многие не имеют даже базовых представлений. Лишь небольшая часть учащихся способна применять полученные знания в практических ситуациях.