В 2024 году Узбекистан столкнулся с существенным увеличением расходов на обслуживание внешнего долга. Процентные платежи выросли на 32,7%, достигнув отметки в 3,3 миллиарда долларов США. Этот рост обусловлен двумя ключевыми факторами: значительным увеличением самого объёма внешнего долга и повышением процентных ставок на мировых финансовых рынках.
Согласно отчету Центрального банка Узбекистана, общая сумма процентных выплат по внешнему долгу страны в 2024 году составила 3,3 миллиарда долларов. Из этой суммы 468 миллионов долларов приходится на выплаты по портфельным инвестициям (еврооблигации), а 2,8 миллиарда долларов — по другим долговым инструментам (кредиты). По сравнению с 2019 годом выплаты по портфельным инвестициям выросли в 10,4 раза, по другим инструментам — почти в 4 раза.
Аналитики отмечают, что за последние годы объём внешнего долга Узбекистана значительно возрос. Кроме того, в условиях высокой инфляции в крупнейших экономиках мира процентные ставки были резко повышены, что привело к увеличению стоимости обслуживания существующих и новых займов.
Около 40% государственного долга Узбекистана приходится на кредиты с плавающей процентной ставкой. Для сравнения, если в 2021 году средняя рыночная ставка составляла 0,5%, то к 2024 году она выросла до 5,3%.
Центральный банк Узбекистана прогнозирует, что постепенное смягчение глобальных финансовых условий, наблюдаемое с середины прошлого года, может способствовать снижению расходов на обслуживание долга в текущем году. Однако сохраняющаяся глобальная неопределённость может отложить эту тенденцию.
В 2024 году процентные выплаты по внешнему долгу Узбекистана увеличились на 33%, или примерно на 805 миллионов долларов. В 2023 году этот показатель вырос почти вдвое. Совокупный внешний долг Узбекистана на конец 2024 года составил 64,1 миллиарда долларов, или 55,7% от ВВП страны.
Рост расходов на обслуживание внешнего долга оказывает значительное влияние на экономику Узбекистана. Увеличение процентных выплат сокращает объём средств, доступных для инвестиций в другие сектора экономики, такие как образование, здравоохранение и инфраструктура. В результате, это может замедлить экономический рост и ограничить возможности для развития страны.