Верховный суд Республики Узбекистан обнародовал данные, касающиеся правоприменительной практики по делам о жестоком обращении с животными за первое полугодие 2025 года. Согласно официальной статистике, за этот период к ответственности по статье 111 Кодекса об административной ответственности было привлечено 34 физических лица. Из этого числа подавляющее большинство - 32 человека - были подвергнуты штрафным санкциям, в то время как только двое получили наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Анализ данных за более продолжительный период, с начала 2020 по 2024 год, демонстрирует схожую тенденцию. За указанные пять лет по той же статье было заведено 397 административных дел. Результатом их рассмотрения стало наложение штрафов на 363 правонарушителя, тогда как административный арест был применен к 34 лицам. Эти цифры указывают на то, что финансовое взыскание является превалирующей мерой наказания за подобные правонарушения в стране.
Действующее законодательство, а именно статья 111 Кодекса об административной ответственности, определяет жестокое обращение как умышленное действие, повлекшее за собой мучения или страдания животного. Стандартное наказание за такое деяние предусматривает штраф в размере от трех до пяти базовых расчетных величин (БРВ). Законодатель предусмотрел и отягчающие обстоятельства. В случае, если правонарушение совершается повторно в течение года, происходит в присутствии несовершеннолетнего лица или приводит к гибели либо увечью животного, санкции ужесточаются. Нарушителю в таких случаях грозит штраф от пяти до десяти БРВ либо административный арест на срок до 15 суток.
Вместе с тем, в опубликованных Верховным судом материалах отсутствует какая-либо информация о применении статьи 202-1 Уголовного кодекса. Данная статья предполагает значительно более строгие меры ответственности за жестокое обращение с животными. Санкции по ней варьируются от штрафа в размере от 25 до 50 БРВ и обязательных общественных работ до 240 часов до исправительных работ сроком до одного года, а также ограничения или даже лишения свободы на срок до шести месяцев.
Отсутствие в судебной статистике упоминаний о делах, квалифицированных по уголовной статье на протяжении последних пяти с лишним лет, порождает вопросы. Остается неясным, связано ли это с тем, что действия правонарушителей ни разу не были квалифицированы как уголовно наказуемое деяние, или же учет по данной категории дел не велся отдельно. Так или иначе, имеющиеся данные свидетельствуют о том, что существующая правовая практика в основном ограничивается штрафами и, в редких случаях, кратковременными арестами, что ставит под сомнение эффективность этих мер в качестве сдерживающего фактора.
На этом фоне общественные организации и зоозащитные активисты последовательно выступают за пересмотр действующего законодательства. Основным требованием является ужесточение ответственности, в особенности административной, которую многие считают несоразмерно мягкой и неэффективной. В Законодательной палате Олий Мажлиса уже несколько лет находится на рассмотрении проект закона «О защите животных от жестокого обращения». В ходе недавней встречи с представителями зоозащитного сообщества депутаты проинформировали, что работа над законопроектом должна быть завершена к декабрю текущего года. Однако в обществе сохраняется определенный скептицизм относительно того, будут ли в итоговый документ включены нормы, способные кардинально изменить ситуацию с защитой животных.
Первая в мире известная законодательная инициатива по защите животных была принята в Ирландии в 1635 году. Она запрещала выщипывать шерсть у живых овец и привязывать плуги к хвостам лошадей, считая это жестокостью.