«Через 10 лет на месте BRT придётся строить трамвай» — эксперты о будущем общественного транспорта Ташкента

«Через 10 лет на месте BRT придётся строить трамвай» — эксперты о будущем общественного транспорта Ташкента
Фото из Telegram-канала «Ко дну»
Внедрение в Ташкенте системы BRT в первой декаде октября вызвало оптимизм у властей, но столкнулось с критикой со стороны урбанистов и специалистов по дорожному движению. Официальные данные, с которыми ознакомился Президент Шавкат Мирзиёев, свидетельствуют о значительном улучшении: пассажиропоток на маршрутах BRT вырос с 2,5 тыс. до 6 тыс. человек в час, а средняя скорость автомобильного движения на этих участках увеличилась с 23 до 30 км/ч.

Однако по мнению экспертного сообщества, это лишь частичный успех. Об этом сообщило издание «Фергана», ссылаясь на администраторов Telegram-канала «Ко дну». Эта группа объединяет как простых горожан, так и специалистов, имеющих многолетний опыт работы в транспортной системе Ташкента.

Специалисты отмечают общее улучшение транспортной ситуации в Ташкенте за последние пять лет. С улиц пропали автобусы, не предназначенные для городских перевозок (Isuzu NP37/HC40). Были построены и введены в эксплуатацию новые станции метро. Практически не осталось автобусов без кондиционеров. С введением онлайн-слежения и брутто-контрактов почти исчезло длительное ожидание на больших остановках.

Несмотря на это, критические проблемы остаются нерешёнными. Сохраняется равнодушие градостроителей к общественному транспорту. При проектировании новых улиц, развязок (как, например, на дороге в Сергели), не закладываются автобусные остановки и пешеходные переходы. Выделенные автобусные полосы фактически не работают из-за постоянной парковки частных автомобилей, особенно в центре города. Волна «оптимизаций» 2020-2021 годов признана ошибочной, поскольку были ликвидированы популярные направления, что привело к перегрузке метрополитена и отсутствию наземных альтернатив. Отсутствует долгосрочный стратегический план развития транспорта (на 5–20 лет). Планирование остаётся краткосрочным и хаотичным.

Что касается автобусного парка, то он расширился и стал разнообразнее. В 2024 году город закупил сразу 1 000 автобусов. В Ташкент снова вернулись так называемые «гармошки», которых сильно не хватало на загруженных маршрутах.

Если в 2018 году основу составляли устаревшие Mercedes-Benz и плохо приспособленные для города Isuzu, то сейчас в подвижном составе значительную часть занимают электробусы. Кроме того, почти все автобусы теперь оборудованы кондиционерами — функция, которая стала массово появляться лишь к концу 2018 года.

При этом, эксперты отметили, что все проблемы решаемы при должном желании, финансировании и грамотной работе. Проблема лишь в том, что не видно ни желания, ни финансирования.

Также критически оценивается новую система BRT. Проблемы BRT (у нас это не та BRT, как её понимают во всём мире, а просто выделенная полоса для общественного транспорта посередине дороги) многогранны. Это и привлечение китайских специалистов, которые непонятно чем лучше отечественных, и сроки запуска, которые сильно отличались от заявленных, и качество велосипедных дорожек, и настройка светофоров после запуска (нет так называемой «зелёной волны»).

Кроме того, вдоль так называемой BRT отменили все повороты налево и развороты. Однако на деле на эти изменения никто не реагирует, а Служба безопасности дорожного движения смотрит на это сквозь пальцы.

Таким образом, система BRT в текущем виде не способна заменить уничтоженные трамвайные линии. По мнению специалистов, через 10 лет на месте BRT придётся строить трамвай.

Серьёзной проблемой остаётся отсутствие интеграции и связности между разными видами транспорта. Показательным примером является платный переход между станциями метро «Кипчак» и «Чинор» (Чиланзарская линия), хотя они фактически образуют пересадочный узел.

Что касается водителей автобусов, после отмены наличной оплаты и плановых показателей их отношение к пассажирам изменилось: прямой грубости стало меньше, их отучили курить за рулём и они стали уделять больше внимания безопасности во время движения. Однако прежнее «хамство» трансформировалось в формальную недружелюбность и невнимательность. Поскольку водители теперь строго привязаны к графику и не мотивированы собирать пассажиров, они часто закрывают двери перед носом опаздывающих, не дожидаясь их. При этом, формально водитель ничего не нарушает: у него график, он должен его соблюдать и не обязан ждать каждого опаздывающего пассажира. Наши же граждане пока ещё не привыкли к такому отношению к себе — хотя бы потому, что раньше такого не было.

Отмечается, что помимо всего прочего, внедрение BRT вызвало предсказуемое недовольство среди автомобилистов, поскольку для них уменьшилось дорожное пространство и исчезла возможность удобных левых поворотов. Однако эксперты отмечают, что проблема заключается не в самой системе, а в игнорировании правил водителями частного транспорта.

Автомобилисты систематически нарушают правила, «подрезая» автобусы на выделенных полосах в попытке повернуть налево. Это приводит к мелким ДТП, аварийным ситуациям и ставит под угрозу безопасность пассажиров общественного транспорта. По сути, автомобилисты не ждут от BRT ничего, кроме её полной отмены, чтобы вернуться к прежней свободной манере вождения.

Эксперты в сфере городского транспорта считают, что власти Узбекистана, похоже, начали воспринимать общественный транспорт как социальную, а не чисто коммерческую составляющую жизни мегаполиса. Главным подтверждением этого шага стало полное упразднение оплаты наличными, что позволило вывести перевозки из теневого оборота и ввести брутто-контракты.

При этом, идея активного привлечения частных компаний к обслуживанию городских маршрутов не получила широкого развития. На данный момент в Ташкенте работают всего два частных перевозчика, обслуживающих совместно лишь три маршрута на общих условиях с муниципальным транспортом (включая возможность оплаты картами и применение единых тарифов).

Наиболее острой и нерешённой проблемой, по мнению специалистов, является отсутствие обратной связи между профильными транспортными организациями и пассажирами. Единственная служба доверия, занимающаяся жалобами и предложениями от пассажиров, работает отвратительно. Таким образом, реформы проводятся без учёта мнения конечного потребителя услуг, что снижает их эффективность.

Специалисты также подчёркивают, что надежды на саморегулирование транспортных проблем за счёт распространения удалённой работы в Узбекистане необоснованны. В регионе «удалёнка» пока не получила достаточного распространения и в ближайшем будущем вряд ли повлияет на пассажиропоток. Следовательно, решение транспортных проблем Ташкента остаётся актуальной и неотложной задачей.
Интересное по теме:
Комментарии
  1. Рая
    5 ноября 2025 18:09
    А сразу нельзя положить рейсы,с расчетом на будущее?!а то опять будут рыть,,и все автобусы будут временно на общих полосах,опять бардак на улицах,вообщем лучше 10 раз подумать и 1 раз сделать!
  2. Пассажир
    5 ноября 2025 09:57
    Единственный выход из сложившейся ситуации - внедрить не наземный, а подвесной трамвай, на монорельсе, с узлами- пересадками по направлениям и закольцевать как метро. Тем самым освободятся на дорогах полосы для авто.
    Опыт строительства опор у нас уже есть (мосты, наземное метро), нужно только закупить такие трамваи или спроектировать свои, хотя с этим будут скорее всего проблемы - инженерно-конструкторская школа у нас полностью уничтожена.
  3. Не Паниковский
    5 ноября 2025 09:47
    Трамвай построить, это тебе не ишака купить!
  4. ARA
    5 ноября 2025 08:34
    А почему это вдруг Исудзу не подходит для перевозок по городу?Столько лет подходил,и вдруг...А для чего он подходит?И вообще,подходит ли для перевозок людей?Типа,за чертой города Ташкента его используют,там он подходит...Там люди уже потерпят...
  5. Black Daniel
    5 ноября 2025 08:14
    Два девятых вагона. Задоронов
  6. Дядя вова
    5 ноября 2025 06:56
    Метро до Южного с Айбека,как ещё при Союзе планировали- только метро спасет ситуацию!-а эти полумеры- просто курам на смех)- лишь деньги на ветер
  7. Удача
    5 ноября 2025 00:37
    Чем трамвай принципиально отличается от выделенных полос для электробусов? Тем что по ПДД у трамвая приоритет? Так это легко исправить внесением правок в ПДД и установить приоритет движения для автобусов, что собственно уже сделано. По правилам ПДД автобусы и так пользуются приоритетом на выделенных полосах для автобуса.
  8. Диля
    4 ноября 2025 23:23
    Заново изобретут трамвай
  9. Гость
    4 ноября 2025 22:44
    Закройте Ташкент от понаехавших , пусть ставят свои авто на стоянки и едут по городу в общественном транспорте . Иначе стоять в пробках будут все и всегда .

    Закройте Ташкент от понаехавших , пусть ставят свои авто на стоянки и едут по городу в общественном транспорте . Иначе стоять в пробках будут все и всегда .
    1. Удача
      5 ноября 2025 00:32
      Гость,
      Что за снобизм? А может тебе тоже нужно закрыть въезд в другие районы Ташкента? Или может в другие кварталы? Те о ком ты говоришь, являются гражданами Узбекистана, которые платят налоги, и скорее всего недополучают финансирование в свои вилояты из-за неравномерного распределения бюджета.
    2. Ахмад
      5 ноября 2025 06:25
      Удача,Ташкент не резиновый и понаехавщих в понастроенные хаотично дома превысило возможности инфрастуктуры города. И,что с того,что понаехавшие граждане страны,этот статус никак не влияет на инфрастуктуру в её развитии,а лишь усугубляет отсутствие инфрастуктуры города
    3. Мирон
      5 ноября 2025 06:39
      Удача,
      Сам ,видать,с тумана?
    4. СМЕРШ
      5 ноября 2025 08:42
      Удача,
      Правильно он говорит. Тем более этот вопрос давно стоит в коррупционных кругах, в виде разноцветных фуфлоэкостикеров для ташкентцев. Хотят же поделить всех по цветам. Кому сколько раз КУ делать. Чем залетные лучше? Они и так своим култур-мултур заполонили все. Продыху нет. На дорогах внимательно смотрите,на одну ташкентскую,три четыре региональных машины.
    5. Стопс
      5 ноября 2025 14:58
      Гость,
      Между куплетами вам не хватает надпись, перепев.Тогда повторно читать ваш шедевр более интересно кажется.А вы сами когда понаепоприехали то?При Союзе? Тогда вы точно местный ,чем те кто переехали после Мустакиллик.
    6. Активистка Аделя
      5 ноября 2025 17:36
      Стопс,
      👩‍🚒🌏 Тогда не было понятия " понаприехали"- была единая страна, и кто где хотел там жил и куда хотел туда и переезжал по всей стране- даже в Прибалтику можно было переехать свободно. Так что не надо население делить по землячеству, и этническому признаку за что есть вполне реальное наказание по закону. Учите историю и запрны . Adele Activiste eternelle 🐝🌿
  10. Крис
    4 ноября 2025 22:04
    А что по этому поводу скажет эксперт по транспорту, атомной энергетике, восстановлению озонового слоя, шахматам, вирусолог и спасатель греческой культуры в узбекистане - Азиза Умарова ?!?
  11. Папа Карло
    4 ноября 2025 22:04
    Переход на четные номера по четным дням и нечетные по нечетным для частных автомобилей неизбежен!Не смотря на все реформы в общественном транспорте мало кто отказался от поездок на своих машинах
    1. Milano и Esse контрабас из ОАЭ
      4 ноября 2025 22:48
      Папа Карло, могут быть случаи, когда в "не свой день" сильно понадобится пользовать авто. Лучшее решение-убрать парковки для офисных работников, они едут пустыми и не особо нуждаются в авто, можно организовать развоз на микро/автобусах, как на заводах это было когда-то (включая руководителей и даже чиновников))
    2. Удача
      5 ноября 2025 00:43
      Папа Карло,
      Не надо ничего придумывать лишнего. Нужно просто предоставить автобусам приоритет, развивать сеть велодорожек, и пускай автомобилисты сами разбираются со своими страданиями. Пускай они сами выстрадают своё решение начать чаще пользоваться автобусом или велосипедом. А если не придут к такому решению, то не нужно им мешать страдать дальше. Мазохизм дело добровольное. 😄
  12. Анатолий
    4 ноября 2025 22:00
    Поскольку наши "умники" уничтожили практически все места для стоянок и парковок (особенно в центре города), единственно, что нам сможет помочь, это построить второй уровень на городских трассах (пока не поздно) и организовать места для парковок на земле. Вообще-то я думаю, что уже опоздали.
    Также необходимо ликвидировать и все пивнушки на загруженных городских дорогах и особенно в центре города.
    Пожалуйста, не пускайте "умников" хотя бы в новый Ташкент. Пригласите для проектирования различных трасс образованных людей.
    1. 708
      5 ноября 2025 11:57
      Анатолий,
      Если построить второй уровень дорог,
      тогда вообще дышать нечем будет.
      Не будет проветривания. Будет удушение, особенно летом. Мы не Бангладеш, или Индия, здесь ни в коем случае !
    2. Родом из СССР
      5 ноября 2025 14:01
      708,
      В Китае успешно работают уже три яруса, минимальная скорость ограничена 60км/ч, максимальная 120. нет пробок, нет светофоров, и нет загрязнения.
  13. User
    4 ноября 2025 20:58
    Вам "колонизаторы" давно-давно провели сеть трамвайных путей. Интересно, а в Индии или Африке есть метро и трамвай ?
    1. Гость
      4 ноября 2025 23:35
      User, а в Якутии и Бурятии, есть метро? Извиняюсь в Якутии есть дороги?
  14. Александр
    4 ноября 2025 20:48
    Верните трамвай!
    1. Правда
      4 ноября 2025 23:26
      Александр,
      Не питайте иллюзий ! Уничтожены депо , тяговые подстанции , контактная сеть , рельсы и прочая инфраструктура , не говоря уже о кадрах .
    2. Папа Карло
      5 ноября 2025 08:30
      Александр,
      А что решит трамвай? Он что вместительней автобуса ? Или быстрее ездит? Лучше уж пусть побольше выделенок для автобусов + инфу с видеорегистраторов автобусов транслировать в "карательные органы" и строго наказывать хитропопых водятлов если не деньгами так баллами .
    3. Стопс
      5 ноября 2025 15:14
      Папа Карло,
      Ребята ,обратите внимание на одно обстоятельство,кто заметил во время пятничной молитвы,то есть намаз Жума, движение на дорогах города свободно.Как закончится молитва опять пробки.Нужно штрафовать кто без дела целый день катается на халяву.За исключением выходных дней.А то каждый бездельник от скуки ,на машине и по городу.Надо строго регламентировать число таксистов.Не то дармовые деньги соблазнять у кого есть машина.
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
Последние новости

Ночью жителей Ташкента разбудило землетрясение

Зафиксированы подземные толчки - сообщает пресс-служба Республиканского сейсмопрогностического мониторингового центра МЧС. Сообщается, что 6 декабря
Сегодня, 08:27

В Узбекистане обновили курс иностранных валют на 9 декабря

В Узбекистане обновили курс иностранных валют. Об этом сообщает Центральный банк. Согласно информации, курс иностранных валют с 9 декабря будет
Сегодня, 07:18

Хоким Ташкента признал неготовность города к автомобильным пробкам

В столице Узбекистана начинается масштабная реформа транспортной системы, инициированная на высшем государственном уровне. Вступили в силу положения
Сегодня, 07:13 1

Омбудсман: экорейды не повод рушить частную собственность узбекистанцев

В Узбекистане разворачивается дискуссия вокруг методов, применяемых местными властями в борьбе за экологическое благополучие. Офис Бизнес-омбудсмана
Сегодня, 07:12

В центре Берлина открылся официальный Торговый дом Узбекистана

Столица Германии стала новой точкой опоры для узбекистанских экспортеров. В начале текущей недели, 2 декабря, в Берлине состоялась официальная
Сегодня, 07:12