Сегодня, в третье воскресенье ноября, мировое сообщество отмечает День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Этот день служит напоминанием о человеческих потерях и акцентирует внимание на необходимости системных мер по повышению безопасности на дорогах. Основой для таких мер являются объективные данные, однако в Узбекистане доступ к детальной статистике по ДТП становится все более ограниченным, что вызывает обеспокоенность у экспертов и общественности.
Эффективная политика в области безопасности дорожного движения строится на комплексном подходе, который включает в себя развитие качественной инфраструктуры, просветительскую работу с населением и принятие взвешенных политических решений. Краеугольным камнем этого процесса является анализ данных, который позволяет выявлять очаги аварийности, понимать причины происшествий и оценивать действенность принимаемых мер.
До недавнего времени в Узбекистане существовала практика публикации данных о ДТП. Управление безопасности дорожного движения предоставляло регулярные сводки и обеспечивало доступ к обезличенным данным с географической привязкой через API на портале data.egov.uz. Эта информация, пусть и не всегда находившаяся в центре общественного внимания, была ценным ресурсом для исследователей, журналистов и специалистов в области транспортного планирования.
Однако к весне 2024 года ситуация изменилась. Упомянутый API перестал функционировать. Информация, доступная на платформе Open Data Tashkent, также утратила свою полноту – теперь она представлена в виде агрегированной статистики по районам и некоторым типам происшествий, что не позволяет проводить глубокий анализ, в частности, разделять случаи с летальным исходом и без.
На фоне сокращения доступа к детальной информации, представители профильных ведомств в июне 2025 года заявили, что данные не скрываются, а озвучиваются «в нужное время» в отчетах перед Олий Мажлисом и на отчетных собраниях, как правило, в процентном соотношении. Такой подход к представлению информации вызывает вопросы у специалистов по анализу данных, которые указывают на риски искажения реальной картины и возможность манипуляции цифрами для лоббирования тех или иных решений.
В результате отсутствия детализированной и открытой статистики, инициативы, направленные на повышение безопасности, могут превращаться в формальные кампании. Например, месячники безопасности дорожного движения рискуют стать инструментом для выполнения планов по штрафам, вместо того чтобы адресно решать проблемы в наиболее опасных местах.
Парадоксально, но на фоне ограничения доступа к данным, в стране активно внедряются отдельные, порой сомнительные с точки зрения доказательной эффективности, практики, заимствованные у соседних стран: желтые рамки вокруг дорожных знаков, проекционные пешеходные переходы и нештрафуемые пороги скорости. Одновременно с этим игнорируются подходы, доказавшие свою эффективность в других странах.
В качестве примера успешного использования открытых данных можно привести опыт Российской Федерации. На основе информации, публикуемой ГИБДД, энтузиасты и эксперты создали интерактивную карту ДТП и даже рейтинг безопасности дорожного движения регионов. Эти инструменты используются инженерами, урбанистами и политиками для принятия обоснованных решений.
За 2024 год в Узбекистане было зарегистрировано 9364 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 2203 человека и 8901 получил ранения. Хотя по сравнению с 2023 годом наблюдается некоторое снижение числа аварий и смертей, уровень смертности на дорогах остается высоким.
Дискуссии о причинах аварийности, будь то поведение водителей, ошибки пешеходов или состояние инфраструктуры, без объективных и детализированных данных остаются в плоскости предположений. Системная работа по предотвращению трагедий на дорогах невозможна без прозрачности и открытости информации, которая является фундаментом для принятия решений, действительно спасающих жизни.