В судебно-правовой системе Узбекистана происходят фундаментальные изменения, направленные на укрепление независимости служителей Фемиды и приведение национального законодательства в соответствие с общемировыми стандартами правосудия. Президент страны подписал указ, который кардинально меняет кадровую политику в судах, фактически ликвидируя практику переназначения судей на десятилетний срок. Документ, получивший название «О мерах по повышению эффективности и открытости деятельности органов судейского сообщества, а также дальнейшему укреплению гарантий судебной независимости», ставит точку в долгих дискуссиях о сроках судейских полномочий.
Согласно новым правилам, утвержденным главой государства, внедряется двухступенчатая модель карьеры судьи. Первичный этап предполагает назначение или избрание кандидата сроком на пять лет. Это своего рода испытательный период, после успешного прохождения которого судья получает право занимать свою должность бессрочно. Промежуточный этап, ранее предусматривавший десятилетнее назначение, полностью исключается из юридической практики республики.
В тексте указа особое внимание уделяется морально-этическому облику кандидатов. Законодатели намерены закрепить четкие критерии отбора, где приоритетными станут профессиональная компетентность, безупречная честность и строгое соблюдение этических норм. Примечательно, что для объективной оценки эффективности работы судей планируется привлечение передовых технологий: в процесс мониторинга будут интегрированы возможности искусственного интеллекта. Это решение призвано исключить человеческий фактор при анализе показателей деятельности судов.
Кадровая политика также претерпит изменения в части гендерного баланса. Одной из приоритетных задач, обозначенных в документе, является увеличение доли женщин в судейском корпусе до 30 процентов, что соответствует глобальным трендам на феминизацию властных структур.
Процедура назначения руководящего состава судов становится более транспарентной. Председатели межрайонных, районных и городских судов, а также их заместители, будут отбираться посредством открытого конкурса. Участвовать в нем смогут действующие судьи, соответствующие установленным критериям.
Серьезной реорганизации подвергается механизм выдвижения кандидатур в Совет судей. Теперь право рекомендовать претендентов на должности постоянных судей этого органа делегируется квалификационным коллегиям соответствующих судов. При этом устанавливается жесткий ценз: как правило, на эти позиции смогут претендовать лишь те юристы, чей судейский стаж составляет не менее семи лет.
В целях децентрализации и уточнения полномочий в законодательство вносятся поправки, разграничивающие зоны ответственности различных органов судейского сообщества. Квалификационные коллегии судей на местах будут выдавать заключения по кандидатам в военные суды, суды Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентские городские и административные суды, а также суды районного звена. В свою очередь, Высшая квалификационная коллегия судей сосредоточится на топовых позициях: судьях Верховного суда, а также руководстве областных, столичных и военных судов.
Для исключения конфликта интересов и усиления автономии структур упраздняется практика проведения совместных заседаний Совета судей и Высшей квалификационной коллегии. Одновременно с этим расширяются полномочия председателя Совета судей. Он наделяется правом вносить представления о пересмотре решений квалификационных коллегий в тех случаях, когда дисциплинарное производство было прекращено без должных оснований или же назначенное наказание выглядит несоразмерно мягким по сравнению с тяжестью проступка. Кроме того, глава Совета получает карт-бланш на самостоятельное утверждение штатного расписания и структуры своего аппарата в рамках выделенной численности.
Цифровизация процессов отбора станет обязательной нормой уже в ближайшие недели. До 15 декабря 2025 года на официальном портале Совета должна быть запущена система открытой публикации данных о вакансиях на руководящие и высокие судейские должности. Там же будет размещаться информация о порядке участия в конкурсах и ходе отбора. Чтобы избавить кандидатов от бюрократической волокиты, информационная система Совета будет полностью интегрирована с платформой «Цифровое правительство», что исключит необходимость избыточного сбора бумажных справок.
Отдельным блоком в указе идут меры по защите судей и усилению их ответственности. Нормы, касающиеся вынесения неправосудных приговоров, будут пересмотрены с оглядкой на международные стандарты независимости суда. При этом государство намерено жестко пресекать попытки давления на систему: за вмешательство в деятельность членов Совета судей вводится уголовная ответственность, что должно стать серьезным сигналом для чиновников разного уровня и сотрудников правопорядка.
Несмотря на внедрение искусственного интеллекта для оценки эффективности судей в Узбекистане в 2025 году, первой страной в мире, начавшей официально использовать «робота-судью» для вынесения вердиктов по мелким делам, стал Китай еще в 2017 году, создав специализированные интернет-суды в Ханчжоу.