в том числе свободному развитию СМИ.
Так в статью 29 Конституции Республики Узбекистан предлагается внести изменение, что «ограничение права на поиск, получение и распространение информации допускается только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья и нравственности народа, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны.».
Недавно появились сообщения, что эти перемены якобы направлены на усиление цензуры в медиапространстве и ограничение свободы мнений. Однако это не так. В различных странах к вопросу правового регулирования свободы слова подходят по-разному. Однако общим является наличие гарантий свободы распространения и получения информации при условии обеспечения защиты нравственных ценностей и безопасности личности и общества, прав личности.
Так, в соответствии со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, определяется, что пользование правом на свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи налагает особые обязанности и особую ответственность. Эти обязанности и ответственность должны налагаться законом и обеспечивать защиту прав и репутации других лиц, охрану государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Некоторые правовые системы мира не включают отдельный закон о СМИ. Их деятельность регулируется нормами гражданского или иного права, а отдельные законы могут содержаться в различных кодексах (США, Канада, Великобритания, Испания, Япония).
Ряд стран, уделяющих особое внимание свободе информации даже в конституции, имеют отдельные законы о СМИ (Италия, Германия, Голландия, Франция, Финляндия, Швеция).
Например, в Германии главный гарант свободы СМИ и информации – основной закон ФРГ, статья 5 которого гарантирует право распространять свое мнение, получать информацию и запрещает цензуру. Однако свобода прессы ограничена законами «О защите нравственности» и «О защите личного достоинства и репутации».
В Италии свобода слова закреплена в Конституции, ст. 21 которой устанавливает право каждого свободно выражать свои мысли, запрет на цензуру, конфискацию печатных изданий только в случае мотивированного заключения суда, возможность законодательно установить обязательность предоставления сведений об источниках финансирования, запрет на печатные произведения, представления, «противные добрым нравам». Закон о печати, в Конституции Италии, устанавливает ответственность за распространение несоответствующих действительности порочащих сведений, за нарушение моральных норм, за подстрекательство к самоубийству и преступлениям; особую ответственность несут издания, чья аудитория – дети и молодежь.
В действующей редакции статьи 29 Конституции записано, что «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом.
Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны». Такая формулировка приводила к тому, что на уровне законов можно было вводить любые ограничения на свободу выражения мнений, если они мотивированы «государственной или иной тайны», создавая условия для жесткой цензуры.
Предлагаемая редакция статьи 29 устраняет эту лазейку для осуществления строгой цензуры. Более того, в новом проекте Конституции закрепляются, что «все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека».
Таким образом, предлагаемые конституционные изменения формируют общие юридические условия и пределы свободной, без какого-либо вмешательства, информационной деятельности, обеспечивающей интеллектуальную свободу. Предлагаемые изменения в том числе необходимы для обеспечения уважения прав других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка.
Омон МУХАМЕДЖАНОВ,
профессор Ташкентского государственного юридического университета,
доктор юридических наук.
профессор Ташкентского государственного юридического университета,
доктор юридических наук.