В рамках программы визита руководители двух стран провели переговоры в узком формате и расширенном составе, приняли участие в первом заседании Совета регионов Узбекистана и России.
Помимо деловой части, в ходе пребывания российского президента большое внимание было уделено и посещению объектов общественного и культурного значения, таких как архитектурный ансамбль «Янги Узбекистон» и мемориальный комплекс «Парк Победы» в Ташкенте.
Примечательно, что глава России продлил свое пребывание и покинул Узбекистан на один день позже – 28 мая.
Состоявшийся узбекско-российский саммит и его итоги стали предметом глубокого анализа экспертов, отслеживающих ключевые международные события и центральноазиатские процессы.
Учитывая широкий спектр вопросов двусторонней повестки, впечатляющие показатели взаимной торговли и объемы инвестиционного сотрудничества, а также высокую интенсивность контактов на всех уровнях, становится очевидной серьезная подготовка новых содержательных предложений к нынешним переговорам.
Анализируя озвученные руководителями двух стран итоги визита, однозначно можно констатировать переход Узбекистаном и Россией еще одного рубежа в истории межгосударственных отношений. По факту, Ташкент и Москва вошли в стадию качественно нового взаимодействия во всех измерениях, будь то политические связи, торгово-экономическое сотрудничество или культурно-гуманитарные обмены.
Среди множества прочих сфер, можно выделить несколько магистральных направлений, которые закладывают долгосрочные основания в фундамент узбекско-российского сотрудничества.
Прежде всего, это солидный портфель проектов промышленной кооперации. Недаром Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что «Россия является ведущим инвестиционным и технологическим партнёром Узбекистана».
Действительно, в процессе сотрудничества Узбекистан активно наращивает потенциал в секторе реальной экономики, превращаясь в региональный центр химической, нефтехимической промышленности, машиностроения, текстильной и пищевой промышленности. Совместными усилиями расширяются масштабы инновационных индустриальных зон в Ташкентской и Джизакской областях.
В рамках нынешнего саммита достигнуты договорённости по новым проектам кооперации ещё на 20 миллиардов долларов в дополнение к реализуемому портфелю общим объемом в 45 миллиардов долларов.
Подготовлены сотни проектов, среди которых высокотехнологичное производство полимеров в Хорезмской области, металлургический завод в Каракалпакстане, газоперерабатывающий комплекс в Кашкадарьинской области, промышленные парки в Бухарской и Навоийской областях.
Другим важным моментом в двусторонних связях стало масштабное задействование потенциала регионального сотрудничества.
Запуск формата Совета регионов Узбекистана и России под председательством Глав государств и проведение его первой встречи в рамках программы государственного визита – действительно беспрецедентное событие. Оно стало возможным во многом благодаря тому, что региональное сотрудничество на деле показало свою востребованность и высокую результативность.
Именно в регионах генерируются идеи по созданию новых совместных проектов кооперации с участием ведущих предприятий двух стран. Они же значительно содействуют развитию сотрудничества в таких важных отраслях, как агропромышленный комплекс и логистика. Большой вклад регионы вносят в развитие гуманитарных связей.
Однако настоящие прорывы стороны продемонстрировали в сфере энергетики. Здесь действительно открываются возможности другого уровня. Практически Узбекистан и Россия приступают к реализации проектов, создающих базу для дальнейшего развития индустрии нового поколения всего центральноазиатского региона.
Поставки российского газа, строительство малых атомных электростанций, модернизация и развитие других генерирующих мощностей формируют в Узбекистане очень гибкую систему энергоснабжения, обеспечивающую устойчивость региональных электросетей и бесперебойное функционирование экономики страны.
Кроме того, лидеры обсудили в Ташкенте и многообещающие перспективы сотрудничества в сфере транспорта. Это направление, где Узбекистан и Россия могут инициировать достаточно крупные проекты, обеспечивающие связанность с наиболее перспективными мировыми рынками.
В состоявшихся переговорах на высшем уровне обращают на себя внимание договоренности о конкретных механизмах исполнения соглашений, их непрерывного контроля, а самое главное урегулирования проблемных вопросов.
Такой подход двух Президентов налагает на все исполнительные органы дополнительную ответственность за своевременность течения всех административно-процедурных и производственных процессов. Это придает уверенность в том, что уже в ближайшее время можно будет увидеть прорывные достижения в дальнейшем развитии и углублении узбекско-российских отношений всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества.
Санжар Валиев
Директор Информационно-аналитического центра
международных отношений.
Директор Информационно-аналитического центра
международных отношений.